Верное настроение в процессе общения включает в себя:
— психологический оптимизм;
— коммуникативную бодрость;
— готовность к взаимодействию с людьми;
— умение преодолеть плохое настроение;
— умение сделать себя приятным для собеседника.
Проверьте, в какой мере вы удовлетворяете этим параметрам, если в недостаточной, то начинайте работать над собой.
Остановимся и на таком субъективном факторе общения, как взаимопонимание.
Что же представляет собой этот чрезвычайно сложный человеческий феномен?
Во-первых, это — способность слышать другого человека. И не только понимать информационный строй сообщаемого, но и проникать в мир его чувств и переживаний.
Во-вторых, это способность поставить себя на место другого человека, зажить его чувствами. Психологи называют эмпатией или эмоциональной идентификацией, речь в конечном счете здесь идет о способности к сопереживанию.
Среди множества приемов повышения эффективности общения и преодоления барьеров.
Установлению и поддержанию контакта в общении, помогает реализация приемов фасцинации и аттракции.
Термин "фасцинация
" во многих языках мира означает волшебство, обаяние, чары. Фасцинация - это как бы "позывные", которые несут сообщение и которые заставляют адресата настроиться на прием.
Фасцинация - это словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации. Можно говорить монотонно и занудно или интенсивно и энергично. Каждая из манер вызывает разный эффект у слушателей. Посредством искусственной речи можно обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное отношение.
Быстро располагать к себе собеседников, завоевывать их доверие, позволяет применение принципов аттракции
(от французского -привлечение, притягивание).
Суть приема «ИМЯ СОБСТВЕННОЕ»
заключается в следующем: при обращениях к собеседнику необходимо произносить имя (имя, отчество) партнера по общению.
Механизм влияния приема «имя собственное»
- обычно, когда встречаются и здороваются руководитель и подчиненный, то, как правило, подчиненный к словам приветствия добавляет имя, отчество руководителя, а руководитель, как правило, этого не делает. Факт тривиальный. Но почему так принято?
- если у руководителя накануне произошел КОНФЛИКТ с подчиненным и тот на него в обиде, то, как правило, на следующее утро руководитель не услышал от этого подчиненного привычной добавки к приветствию своего имени, отчества. Тоже факт обычный. Почему подчиненный отступил от обычного для себя стереотипа приветствовать руководителя?
- Когда одному человеку необходимо УГОВОРИТЬ другого что-то сделать, то, как правило, он, уговаривая, произносит его имя и отчество чаще, чем при обычном разговоре. Почему так происходит?
- Когда НЕЗНАКОМЫЙ человек обращается к вам вдруг по имени, отчеству, а мы не ожидаем этого от него, то это вызывает удивление, которое носит положительный, а не отрицательный знак. Почему?
- Для того, чтобы явно ОСКОРБИТЬ человека, иногда умышленно называют его другим именем. Этот прием можно встретить в художественной литературе, где показана утрированная форма взаимодействий. Почему литераторы используют такой прием?
- При прочих равных условиях человеку труднее СРАЗУ вспомнить имя того, к кому у него выраженная антипатия, чем имя того, к кому у него выраженная симпатия. Почему?
Ответы на эти вопросы - в психологическом механизме, связывающем звучание собственного имени с положительными эмоциями. Суть этого механизма заключается в следующем:
1) ИМЯ, присвоенное данной личности, сопровождает ее от первых дней жизни до последнего дня. Имя и личность неразделимы. Лишение человека имени, замена имени на номер - способ унижения личности;
2) когда к человеку обращаются ПО ИМЕНИ, а имя - символ личности, это показывает внимание к ДАННОЙ ЛИЧНОСТИ, его субъективную значимость;
3) внимание к личности есть УТВЕРЖДЕНИЕ данной личности, а утверждение личности вызывает УДОВЛЕТВОРЕНИЕ одной их основных психологических потребностей человека - потребности в значимости;
4) УДОВЛЕТВОРЕНИЕ потребности - состояние, ощущаемое в виде положительных эмоций и даже счастья.
Такова связь между произнесением вслух имени собеседника и образованием у него положительных эмоций.
Когда индуктор, излагая свою позицию, произносит имя своего рецепиента, то рецепиентом осознается только первая группа сигналов (позиция индуктора), а сигнал в виде прозвучавшего собственного имени им не анализируется (все внимание - на содержание сообщения). Но этот сигнал - потребность в самоутверждении, поэтому он не пропадает, а проявляется в виде ощущения удовлетворения.
Другое по теме:
Определение стресса
Пол века назад Ганс Селье ввел в обиход понятие стресса (Selje H., 1954), которое заставило ученых пересмотреть общепризнанные взгляды на взаимодействие человека с окружающей средой. Оказалось, что наряду со специфическими ответами органи ...
Кризис трех лет
Кризис трех лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение устоявшейся системы социальных отношений, кризис выделения своего "Я". Кризис трех лет в концепции ...
Структура беседы
Несмотря на очевидное многообразие типов беседы, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность.
Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Им ...
Меню сайта