Диагностическая и функциональная школы социальной работы.

Психологические материалы » Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы » Диагностическая и функциональная школы социальной работы.

Страница 1

М.Ричмонд

— одна из основательниц профессиональной со­циальной работы в XX в. Ее вклад в становление социальной ра­боты связан с обоснованием научных подходов в теории и прак­тике организационной работы, а также с открытием профессио­нальных школ подготовки будущих специалистов, развитием на­правления практики индивидуальной работы, впоследствии по­лучившей название «диагностическая школа».

Мэри Элен Ричмонд (1861 — 1928) родилась в городе Беллевилл (Belleville) (штат Иллинойс). Инвалид детства, она рано осиротела.

Став взрослой, долгое время не могла найти себе работу, пользуясь случайными заработками.

Однако в 1889 г. М.Ричмонд получила должность помощника казначея Благотворительного общества в городе Балтимор, а главное — возможность общать­ся с преподавателями университета Джона Хопкинса, которые вместе со студентами работали в этой организации в качестве «дружеских визитеров», что сыграло определенную роль в ее профессиональном самосознании.

В 1891 г. она стала Ге­неральным секретарем Благотворительного общества и прора­ботала на этом посту 18 лет. По ее инициативе в 1898 г. начала работать первая национальная школа прикладной филантро­пии (в настоящее время это факультет социальной работы Ко­лумбийского университета).

В 1909 г. она назначается директо­ром Благотворительной организации в Нью-Йорке. С 1918 г. у М.Ричмонд устанавливается тесное сотрудничество с кол­леджем Смита, почетным магистром которого она становится в 1921 году.

Это звание ей было присвоено за научную разработку новой профессии — социальная работа, — которой она посвятила всю свою жизнь.

В 1899 г. М. Ричмонд написала свою первую книгу «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворитель­ных организациях». Деятельность «дружеских визитеров» опиралась на их концепцию о «хороших» —«плохих» бедных. Придерживаясь той точки зрения, что проблемы бедности связаны с индивидуальны­ми особенностями человека и что индивид в силах помочь себе самому, имея определенные ресурсы, дружеские визитеры пытались заставить нуждающихся изменить свой образ жизни (найти работу, не употреблять алкоголь и т.д.). Однако отношения, цен­ности и установки среднего класса не приносили ожидаемого эффекта, а философия подхода дружеских визитеров, оперирую­щая к «здравому смыслу», не давала полной картины проблемы человека и его трудной ситуации [7. — С. 45 — 47].

Исходя из американской идеологии индивидуализма, Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника своди­лась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.

Концепции бедности и самопомощи наложили определенный отпечаток в подходах кейсворк (

casework

)

— инди­видуальной работы. Метод кейсворк предполагал предваритель­ное изучение условий жизни нуждающихся и их семей.

М.Рич­монд задумывает найти логическое обоснование процедуры исследования, позволяющей объективно познать причины индиви­дуального неблагополучия личности. Но в конце XIX в. теории филантропии базировались на философских концепциях, а социо­логический инструментарий только оформлялся, вот почему в данной книге М.Ричмонд не удается решить эту проблему.

В 1917 г. она издает новую книгу «Социальные диагнозы». Эта работа стала не только философией индивидуальной работы на многие годы, но и рабочим инструментарием в практике соци­альных работников.

На

окончательное оформление данных подходов повлияли

, по мнению исследователей, следующие факторы

.

1. Прежде всего следует назвать работы З.Фрейда. До 1917г. Фрейд был известен в США только небольшому кругу специалистов, в основном психиатрам и врачам. В 1909 г. он первый раз побывал в США и читал лекции в Университете Кларка в штате Массачу­сетс. Несмотря на это М. Ричмонд включает в методологию анали­за случая подходы психоанализа и исследует психологические и интрапсихические процессы в контексте социальных проблем ин­дивида, обосновывая научную процедуру диагностирования.

2. Другим фактором стала дискуссия о социальном реформирова­нии, которую возглавила Джеймс Аддамс, положившая начало социальной работе как практике. Она с 1889 года помогала переселенцам, оказавшимся в Америке без знания языка, без жилья и работы. Ее деятельность тре­бовала не отдельных акций, а выработки долговременной тактики социального реформирования и развития социального законода­тельства. Вот почему Дж. Аддамс и ее последователи считали, что не индивидуальные акции могут решить проблему бедности в целом, а только профилактическая работа, реформирование обще­ства и социальное законодательство.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Роль воспитания в формировании личности.
Рассмотреть данный аспект важно потому, что воспитание оказывает огромное влияние на становление личности, её поведение и, часто, занимаемое место в обществе. Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного ...

Речевое и эмоциональное общение
Школа предъявляет к ребенку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культ ...

Метафора в психотерапии
Большинство психотерапевтических направлений активно используют метафору как средство воздействия на клиента. Метафорическая коммуникация (общение посредством метафор) занимает видное место в гештальт-терапии, НЛП, гуманистически и экзист ...