Понятие и функции общения.

Страница 5

Каждому из нас необходимо обладать специфиче­ским воображением, помогающим в процессе взаимодействия с людьми постоянно воссоздавать их внутреннюю психологическую ситуацию по внешним признакам. А это, конечно же, требует высокой культуры познания человека человеком. Помните, что общение с людьми — это еще не обязательно взаимопонимание, и если оно будет проходить успешно, то повысится общая эмоциональная удовлетворенность им.

Надо уметь смотреть как в зеркало в другого человека – это сложное, но вполне реальное искусство, владеть которым необходимо и в личных и в деловых взаимоотношениях.

Своеобразно владеют им японцы, общение у которых представляет собой сложную процедуру. Комментируя этот своеобраз­ный стиль общения, журналист Всеволод Овчинников в книге «Ветка сакуры» пишет: «В разговорах люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя вы­ сказать прямо, а только иносказательно, обиняком. Даже отказываясь от второй чашки чаю, вместо «нет, спасибо» употребляют выражение, дословно означающее: «мне уже и так прекрасно .»

Правда ведь, весьма своеобразная система общения? Но согласитесь, она создает обстановку максимального эмоционального комфорта для общающихся.

ИТАК, ПОМНИТЕ, ЧТО ЖЕЛАТЕЛЬНО:

— перед сообщением информации сориентироваться во внешнем облике партнера;

— в ходе общения наблюдать за партнером и улавли­вать малейшие изменения в его поведении по движению глаз, мимике, микромимике, экспрессии;

— изменять собственную систему общения в связи с изменениями в выразительном поведении партнера.

Если это умение доведено до совершенства, оно спо­собствует становлению такого важного качества, как ин

тциция в общении.

3-ей функцией общения

является организация межличностных взаимоотношений.

Что же собой представляют наши с вами взаимоотношения и как следует их организовать?

Процесс формирования плодотворных взаимоотно­шений предполагает:

— подлинный интерес к другому человеку, стремле­ние познать и понять его;

— осознание себя как части целого — частички чело­веческого взаимодействия;

— стремление так организовать взаимоотношения, чтобы общение в вами было приятным для другого;

— взаимоотношения не должны складываться сти­хийно, необходимо направленно их формировать, тогда быстрее и приятнее придет взаимопонимание.

4-ой фенкцией общения

является взаимовлияние людей друг на друга

.

Вы обратили вни­мание на то, что когда мы общаемся с кем-либо, то неволь­но хотим как бы внедрить в собеседника свои чувства, мысли и переживания, то есть стремимся сделать так, что­бы собеседник видел предмет, о котором идет речь как бы нашими глазами, привлекаем его на свою сторону, «аги­тируем» за свой взгляд на вещи и др. Причем эту задачу стремятся решить как эмоциональные люди, так и люди внешне довольно спокойные, даже кажущиеся равно­душными. Эффект этот понятен — мы хотим влиять на со­беседника, но в этом процессе невольно осуществляется взаимовлияние.

Общение, взаимодействие людей всегда есть борьба — борьба мотивов, установок, позиций. Общаясь с человеком мы как бы хотим «спровоцировать» его поведение в интересующем нас направлении, найти в системе его кон­траргументов «слабые точки» и воздействовать на них, добиться, даже преодолевая препятствия, взаимопонима­ния, определить факторы, которые помогут управлять по­ведением партнера при самом доброжелательном отноше­нии к нему, и, в известной мере, можно сказать так, что общение — это своеобразная борьба во имя единства, в ко­торой есть и наступление, и отступление, и пауза, и все то, что имеется в обычной борьбе.

Возьмем только один, каза­лось бы, достаточно внешний и незначительный фактор — пространственное положение общающихся.

Ученые установили, например, что цели и задачи об­щения существенным образом влияют на дистанцию между партнерами. Вы, наверное, обратили внимание на то, что по-разному общаются знакомые и незнакомые люди. Ведь правда же, когда мы хотим от партнера доверительности, то стремимся максимально приблизиться к не­му, и вызвано это именно стрем­лением организовать максимальное воздействие на парт­нера.

15 см. – интимная зона.

40 см – личная зона.

120 см – социальная зона.

3 м – общественная зона.

5-я функция общения – приспособление в общении

под которой мы понимаем систему приемов (психологиче­ских, мимических, пантомимических, речевых, двига­тельных и др.), избираемую для организации адекватной ситуации системы общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками
Агрессивные дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку. Направления психопрофилактической работы в ДОУ с агрессивными дошкольниками: · ...

Теоретические представления о юморе как способности
В нашей работе мы придерживаемся точки зрения некоторых исследователей, при которой юмор рассматривается как форма творческой способности или одарённости. Чтобы понять суть данного подхода к юмору, мы рассмотрели в параграфе 1.1. понятие ...

Основные этапы развития психики человека
Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития который состоит из ряда этапов. Все стадии отличаются друг от друга прежде всего по своим качественным, а не количественным характеристикам. Следует сразу отмети ...