Проектирование рабочей тетради по развитию образной памяти у младших школьников.

Страница 1

Мы создаём проект рабочей тетради. Но, не имея представлений о сути педагогического проектирования, довольно сложно проектировать саму педагогическую деятельность. Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

Проектировать педагогический процесс – значит создавать развивающие процессы, убирать мешающие или негативные факторы, создавать им противодействующие (в рамках нашего проекта – это создание процесса по развитию образной памяти младших школьников, условий для его успешного осуществления, а также противодействие факторам, препятствующим продуктивной деятельности учащихся на уроках литературного чтения). Педагогическое проектирование, если оно профессионально, всегда связано со стремлением педагога организовать для своих учащихся такую среду обучения и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрывали бы свой внутренний мир, были бы свободны, раскованы, достигали успеха и чувствовали себя комфортно. Известно, что авторитарная педагогика, построенная на требованиях и запретах, сегодня заменяется гуманистическими методами обучения и воспитания с демократическим содержанием и формами организации. За период профессиональной деятельности педагога происходит смена двух, а то и трех технологий (последовательно и непрерывно взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников). В дальнейшем это будет происходить еще чаще. Овладение проектированием поможет педагогу не только изменить устаревшую технологию, но и, возможно, создать свою, новаторскую. Педагогическое проектирование, как мы только что выяснили, состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты. В условиях нашего проекта, предположительным вариантом предстоящей деятельности являлось создание рабочей тетради “Запоминайка” по развитию образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения для третьих классов, а прогнозируемыми являются результаты апробации рабочей тетради на уроках литературного чтения, выявленные в процессе наблюдения. Главное внимание педагога при этом приковывается к механизму создания и протекания тех или иных действий, процессов, систем. Проектирование начинается с раскрытия объекта данного процесса и одним из этих объектов является педагогический процесс, который, в свою очередь, не прост и одномерен. Педагогический процесс как бы делится на педагогические ситуации, возникающие внутри него. Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Свершается она как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям.

Выделяются три этапа проектирования:

1. Моделирование.

Это разработка целей (общих идей) создания педагогических систем, процессов или ситуаций, и основных путей их достижения. В данном случае целью нашей деятельности является разработка модели рабочей тетради путём теоретического анализа психолого-педагогической литературы и обобщения педагогического опыта.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Желание и разум
Желание и разум: желание – это суть и правитель, в распоряжении которого есть множество слуг. А именно: советник по имени «разум» и рабы – практические исполнители, называемые «руки», «ноги», «глаза», «уши», «нос» и т.д. Необходимо понят ...

Природа и причины конфликта
При анализе межличностных конфликтов можно использовать подход, предложенный В. Линкольном, выделяющим причины конфликтов, которые подразделяются на пять основных видов: информационные, поведенческие, отношений, ценностные и структурные. ...

Методы преодоления конфликтов
Исследования показали, что любой конфликт может быть быстро разрешен, если известны соответствующие методы. Но при этом обязательно должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов, особен ...