Деление временной дистанции на своеобразные и неповторимые этапы составляет проблему периодизации развития.
Как отмечал Л. С. Выготский, большинство предложенных идей периодизации при внимательном их анализе оказываются формальными, не затрагивающими сути развития. Критикуя существовавшие к тому времени способы деления детства на возрастные этапы, он писал, что периодизации исходят из внешних, но почти не касаются внутренних оснований, относящихся непосредственно к тем изменениям, которые происходят в психике ребенка.
Вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы имеет долгую традицию, но по-прежнему остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно различны.
Цель любой периодизации — обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том — что обусловливает это качественное своеобразие. В свое время С.Холл, П.Блонский, А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, Э.Эриксон, Д.Эльконин и др. выделяли разнообразные основания для построения периодизации.
В психологии используется следующая наиболее общая периодизация.
1.Младенческий возраст - от рождения до 1 года.
Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности. Причины кризиса новорожденности:
- физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
- психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).
Ведущей деятельностью этого периода является эмоциональное общение ребенка со взрослым. Ребенок имеет безусловные рефлексы - дыхательный и сосательный, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный"). Основную часть времени ребенок спит. К концу периода возникает слуховое и зрительное сосредоточение и автономная речь. Новообразования: элементарные формы восприятия и мышления.
2. Раннее детство - от 1 года до 3-х лет.
Ведущая деятельность – предметная, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Этот период сензитивен к усвоению речи. Автономная речь исчезает и превращается во "взрослую". К 1 году словарь ребенка состоит из 10 слов, а к 3-м годам – уже 1000-1500 слов. Среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.
Внимание и память непроизвольны. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Начинается переходный период - кризис 3 лет - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это негативизм, упрямство, обесценивание, а также кризис самости.
3. Дошкольный возраст - от 3-х до 6-7 лет.
Другое по теме:
Типы темперамента
Для практического (в том числе психолого-педагогического) изучения личности выделяется четыре основных типа темперамента.[6]
Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богат ...
Психолого-педагогические основы подросткового возраста
Подростковый возраст считается самым трудным для обучения и воспитания. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми ...
Мотив достижения в структуре креативной личности.
В проблематике исследования творческой личности обращается особое внимание на мотивацию, которая тормозит или стимулирует процесс творчества. В частности, Д. Б. Богоявленская выявила влияние ряда личностных качеств, в том числе мотивацион ...
Меню сайта