Процессуальная модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций

Психологические материалы » Методология исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентаций » Процессуальная модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций

Страница 2

Выделенному блоку были определены одноимённые сферы, включающие набор ценностных отношений, которые проявляются в качествах личности, формирующихся в процессе реализации программы по предупреждению и преодолению асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций.

Процессуальная модель предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков на основе ценностных ориентаций реализуется представленной, разработанной авторской воспитательно-коррекционной программой. Согласно закону «Об образовании», в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» для удовлетворения образовательных потребностей, а также профилактики и социальной реабилитации подростков необходима разработка и реализация программ с учётом дифференцированных подходов, призванных удовлетворять образовательные и воспитательные потребности, с опорой на развивающуюся мотивационно-потребностную сферу личности. Это сторона воспитания носит достаточно динамичный и противоречивый характер: оно разноуровнево, нестандартизировано, вариативно. В образовании важно развитие не только задатков и способностей, но и формирование духовной, нравственной, социальной направленности личности подростка. Программа же, как неформальный тип воспитания и образования, должна соответствовать изменяющимся индивидуальным, социальным и образовательным потребностям учащихся, выработать психолого-педагогические средства развития смыслотворческой и жизнетворческой деятельности учащихся. Программа сводит воедино методы и «методические ответвления», которые образовались при выделении и составлении педагогического комплекса условий. Данная программа наряду со стандартными методами воспитания и образования способствует формированию взглядов, позиций, ориентации учащихся на социальные, в том числе и нравственные ценности, расширению социальной сферы общения, обеспечивает развитие познавательных сил

Главной задачей программы было создание благоприятных условий для предупреждения и преодоления асоциальности в поведении подростков, способствование в переориентации асоциальных ценностных ориентаций и установок.

Цели и задачи программы нами были сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного, познавательного и развивающего (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития). В их содержание мы включили следующее:

1. Создание воспитательного пространства для формирования социальных отношений, ценностных ориентаций, способствующих дальнейшему развитию и самореализации личности в социуме.

2. Создание педагогических условий, способствующих воспитанию свободной, физически здоровой, духовно богатой, нравственной личности.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, ответственности перед собой и обществом, будущим поколением за результаты своей деятельности в социальной, природной, культурной среде.

4. Активизация общественно значимой деятельности учащихся через товарищескую заботу об окружающем мире.

В соответствии с подходами в качестве принципов, определяющих цели, стратегии и содержание процессуальной модели предупреждения и преодоления асоциального поведения подростков, на которые, при практической реализации, опирается воспитательно-коррекционная программа, выступили следующие:

1. Принцип целостности. Целостность характеризуется наличием интегративных качеств, не присущих отдельным компонентам системы.

2. Принцип коммуникативности. Основывается на научном понимании социальных процессов, согласовывается с общими закономерностями развития природы и человека как ее неотрывной части.

3. Принцип структурности. Благодаря устойчивости структур обеспечивается целостность модели (системы) и упорядоченность взаимодействия её компонентов.

4. Принцип управляемости и целенаправленности. Цель и управление важный – системообразующий фактор как функционирования модели, так и развития. Правильный выбор целевых ориентиров – одно из главных условий успешного становления, реализации воспитательно-коррекционной программы, соответственно, и дальнейшего развития воспитательной системы.

5. Принцип развития. Процесс количественного и качественного изменения, обусловленного формированием нового интегративного свойства, и переход на более высокий уровень.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Психологические особенности отношений детей с задержкой психического развития
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся д ...

Психология кризиса
Наступившему в августе 1998 г. финансовому кризису предшествовал нравственно-правовой кризис. "На протяжении последних лет Россия старательно делала вид, что жила. Она имитировала вхождение в цивилизованное сообщество. Взяв за основу ...

Межличностная аттракция
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: " .действительное духовное богатство индивида в ...