Агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу. Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведения детей и влияющие на него факторы. Среди этих факторов ученые выделяют особенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, которые ребенок может наблюдать с телеэкрана или со стороны сверстников, эмоциональное напряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы). Однако все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети (Приложение А).
Таким образом, поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий: 1) когда имеют место губительные для жертвы после-дствия; 2) когда нарушены нормы поведения.
Первая из теорий связана с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца. З.Фрейд считал, что в жизни человека существует два основных инстинкта - стремление к жизни (эрос) и стремление к смерти (танатос). Между этими инстинктами присутствует постоянное напряжение. Существующие психологические механизмы человека служат, в том числе, и для отвода отрицательной энергии этого постоянного конфликта вовне. По мнению З.Фрейда, агрессия, направленная на других людей, служит для сохранения гомеостаза организма, ибо если эта энергия танатоса не будет направлена вовне, то это приведет к разрушению самого индивидуума. Агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил,
а внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и уменьшить в
результате этого вероятность более опасных действий. Эта теория, являясь в некоторых аспектах достаточно спорной, заслуживает значительного интереса.
Не меньшего внимания заслуживает теория К.Лоренца, который считал, что агрессия имеет своим источником не описанные З.Фрейдом инстинкты, а инстинкт борьбы за выживание.
Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, но непрерывно и в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии накопилось на настоящий момент, тем меньшей силой должен обладать стимул, способствующий ее выплеску. Помимо врожденного инстинкта борьбы, люди наделены способностью подавлять свои стремления. Но человеческая способность к насилию, по мнению этого ученого, превалирует над сдерживающими началами, подавляющими агрессивные действия. Любовь, дружба и привязанность могут блокировать проявление агрессии.
Тем не менее, по данным французских и американских ученых, существуют культуры, которые сумели создать свои способы сдерживания агрессивности (племена на берегах Амазонки и некоторых островах Океании).
Вторая теория агрессии была создана в 1939 году известными психологами Джоном Доллардом и Эдвардом Миллером и получила название «теория фрустрации - агрессивности» .
Фрустрация, от латинского frustratio, - это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности или желания при наличии непреодолимых или труднопреодолимых преград, сопровождающееся различными отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием, тревогой, отчаянием и др. Фрустрация не является следствием лишения желаемого, а возникает в результате глубокого расхождения между уровнем запросов и реальных достижений человека.
Согласно этой теории, человек, которому помешали действовать, испытывает тем большую досаду (фрустрацию), чем больше он стремится к достижению какой - то цели. Фрустрация является причиной гнева и враждебности, при наличии агрессивных стимулов гнев может провоцировать агрессию. В этом случае его реакция на помеху выражается в агрессивных действиях по отношению к препятствующему человеку или объекту.
Другое по теме:
Методы коррекции психологических расстройств при межкультурном взаимодействии
Все новшества, которые этнос может почерпнуть в результате межкультурных контактов, проходят как бы через сито «цензуры». Это не означает, что они отвергаются, культурная традиция – вещь очень гибкая и подвижная. Но она задает определенну ...
Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы
исследования
Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности воздействия предлагаемых нами педагогических условий в рамках разработанной процессуальной модели, реализуемой в воспитательно-коррекционной программе предупреждения и преодоле ...
Особенности развития личности ребенка разведенных родителей
Каковы же перспективы воспитания детей в семье без отца? Дефицит мужского внимания в разведенной семье проявляется в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитическ ...
Меню сайта