Понятие и функции общения.

Страница 4

2.

Давайте, опираясь на собственный опыт общения и на те теоретические и экспериментальные разработки, ко­торые сегодня имеются, попытаемся определить, что же включает в себя этот чрезвычайно важный процесс, ка­ковы его функции

в нашей жизни.

1-я функция общения – информационно-коммуникативная.

Информацией мы обмениваемся посто­янно: на службе, дома, с близкими, просто с незнакомыми людьми на улице, в транспорте. Но важно и то, как мы де­лаем это, как проявляется в этом наша личность, испыты­вает ли что-либо наш партнер от такого обмена информа­цией. Следовательно, передача информации в процессе общения должна быть особенной.

Общие требования к осуществлению информацион­но-коммуникативной функции общения:

- точное ориентирование высказывания на собеседника;

- отражение в сообщаемом вашего личного отношения;

- отбор фор­мы передачи информации;

- выбор речевых средств и ситу­ации информирования;

- предвидение реакции партнера;

- способность конкретизировать информацию по ходу высказывания;

- приспособить ее к партнеру;

- учет индивиду­альных особенностей собеседника.

Информационно-коммуникативная функция обще­ния чрезвычайно важна, но на ней не замыкается целостный процесс общения. Большую ошибку делают те люди, которые ограничивают сложный процесс общения только информационными задачами.

?

Можно ли разговари­вать с человеком, обмениваться с ним информацией и все-таки не общаться с ним?

Вы скажете нельзя? А такое бы­вает. Вот реальная картинка: сижу в аэропорту, рейс от­кладывается, все нервничают. Подхожу к окошку спра­вочного бюро и спрашиваю: «Девушка, как с рейсом на Саратов?» Девушка смотрит поверх меня и сообщает: «Рейс на Саратов откладывается на два часа». Обратите внимание, она меня информирует, но не общается.

Следовательно, целостный процесс общения невозможен без 2-ой функции общения – познания людьми друг друга.

.

Психолог А. А. Бодалев называет это явление соци­альной перцепцией

(лат.: псих, восприятие, непосредст­венное отражение объективной действительности органа­ми чувств). Это сложный, во многом уникальный процесс, в котором участвует вся личность человека, все психические процессы — восприятие, ощущение, память, мышление, воображение, воля, внимание. Проанализи­руем эту категорию, исходя из собственного опыта житей­ского общения.

Например, вы встречаете приятеля и по лицу видите, что он чем-то озабочен. Вы спрашиваете: «Что-нибудь случилось? » Почему вы задаете такой вопрос, ведь он вам еще ничего не сказал о своих проблемах? Значит, сработа­ла социально-перцептивная функция, и процесс познания другого человека начался.

Или вы видите очередь в мага­зине, у вас нет времени, а приобрести товар крайне необ­ходимо, и вы обращаетесь к кому-либо из очередных с просьбой купить для вас нужный предмет. Но прежде вы тщательно, лишь по внешним признакам пытаетесь опре­делить к кому же обратиться. ЭТО И ЕСТЬ ФУНКЦИЯ ПОЗНАНИЯ. Чем точнее и надежнее мы познаем человека в процессе взаимодействия, тем плодотворнее и сам процесс общения.

Или другая ситуация. Каждое утро вы едете в университет. И в транспорте часто в одно и то же время встречаете одних и тех же людей, вам совершенно незнакомых. И че­рез некоторое время, в результате социально-перцептив­ных процессов, вы уже начинаете к этим людям как-то от­носиться.

Искусству «читать» и расшифровывать человеческое поведение можно и нужно учиться. Для этого:

- будьте внимательны к партнеру по общению;

- развивайте коммуникативную память (необходимо помнить прошлую тональность общения с этим человеком;

- развивайте наблюдательность в процессе общения;

- стремитесь предвосхитить реакцию собеседника;

- умейте анализиро­вать внешнее поведение людей — позу, жесты, мимику, микромимику, экспрессию;

- учитесь осознавать «психоло­гические сигналы» по внешнему рисунку поведения человека

- в процессе общения постоянно думайте о партнере.

Эти общие рекомендации помогут вам лучше позна­вать личность другого человека в процессе взаимодейст­вия. И ваше общение станет более целенаправленным, ориентированным, приятным для собеседника и одновре­менно эффективным. Единство собственной личности и личности партнера — вот что чрезвычайно важно в обще­нии, и именно этого мы иногда не хотим понимать.

Вспомните, бывали ли у вас в жизни такие ситуации, когда ваш собеседник совершенно не ориентировался в ва­шем психическом состоянии, то есть не познавал вас как личность в процессе общения. Например: вы куда-нибудь торопитесь, а он вас удерживает только потому, что у него есть время и хочется поговорить. Или человек начинает разговор на ту тему, которая для вас, очевидно, неприят­на и др. Если собеседник чуть-чуть внимательнее по­смотрел бы на вас, то он понял бы, что эта беседа несво­евременна. Но, увы!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Уровень притязания.
Уровень притязаний – это желаемый уровень самооценки личности (уровень образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Стремление к повышению самооценки в том случае, когда человек имеет возможнос ...

Особенности учебной деятельности.
Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на са ...

Парадигма управления в организации
Современная жизнь России характеризуется существенными изменениями, обусловленными созданием демократических устоев и переходом к рыночной экономике. Однако данные перемены, имея очевидные преимущества, на практике тормозятся целым рядом ...