Мотивация учебной деятельности и ее развитие

Страница 2

На развитие мотивации учебной деятельности влияют следующие факторы:

1. Дидактические принципы, реализация которых позволяет целенаправленно развивать мотивацию учения:

• Принцип оптимального уровня трудности (Л.В. Занков)

• Принцип проблемности в обучении (В. Оконь, А.Н. Матюшкин)

• Принцип последовательного обобщения усваемого материала (А.М. Матюшкин)

• Принцип продвижения в учебном материале от абстрактного к конкретному (В .В. Давыдов, А. К. Маркова)

2. Факторы, объединенные по критерию подхода к развитию мотивации учения:

• Индивидуальный подход

• Типологический подход

• Топологический подход (В.Ф. Моргун)

3. Факторы, обусловливающие развитие мотивов учения средствами реализации в обучении той или иной концепции:

• Поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)

• Проблемного обучения (А.М. Матюшкин)

• Развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин)

• Программированного обучения (Н.Ф. Талызина)

• Личностно - деятельного подхода (И. А. Зимняя)

• Знаково - контекстного обучения (А.А. Вербицкий)

4. Субъективные характеристики обучающихся и особенности их проявления в деятельности:

• Осознание обучающимися целей, процесса и результата учебной деятельности, своих способностей (Ю.Н. Кулюткин)

• Избирательное отношение субъекта к предмету деятельности (Г.И. Щукина)

• Степень овладения субъектом психологической структуры кчебной деятельности (А.К. Маркова)

• Сформированность теоретической позиции школьника, анализа собственной мотивационной сферы (М.В. Матюхина, А.К. Маркова)

• Осознание обучающимися значимости учебного предмета (Ю.Н.Кулюткин)

• Активность и самостоятельность личности в обучении (овладение самоанализом, самооценкой, самоорганизацией, саморегуляцией, самоконтролем, самомотивацией) (Г.И. Щукина)

• Уверенность в своих силах, высокая самооценка (С.Л. Рубинштейн)

• Положительные эмоции (Э. Стоунс)

• Повышение успешности учебной деятельности (М.В. Матюхина), и другие.

Современные психологи, в частности, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и Н.Ф. Талызина, выделяют следующие уровни развития учебной мотивации у школьников:

1. Отрицательное отношение к учителю. В данном случае доминирующим является мотив избежания наказания. В результате возникает неуверенность в своих силах, неудовлетворенность собой.

2. Нейтральное отношение к учению. При этом интерес к результатам учения весьма неустойчив. Следствием является неуверенность, переживание скуки.

3. Положительное ситуативное отношение к учению. Наблюдается познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к отметке учителя и социальный мотив ответственности. Характерна неустойчивость мотивов.

4. Положительное отношение к учению. Присутствуют познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.

5. Активное, творческое отношение к учению. Наблюдаются мотивы самообразования, их самостоятельность; осознание соотношения своих мотивов и целей.

6. Личностное, ответственное, активное отношение к учению. Мотивы совершенствования способов сотрудничества в учебно-познавательной деятельности. Устойчивая внутренняя позиция. Мотивы ответственности за результаты совместной деятельности.

При этом основными мотивами учебной деятельности (по А.А.Вербицкому) являются следующие мотивы: 1) усвоения нового, 2) развития своих способностей, знаний и личностных качеств, 3) интерес к учебным дисциплинам и процессу учения, 4) подготовки к будущей профессии, 5) социальные (ценность образования, общение в группе), 6) академические успехи, 7) ответственности за результаты учебной деятельности, 8) внешние по отношению к учебной деятельности.

Для осуществления диагностики мотивации, установления ее уровня существуют специальные методы и методики. В частности, учитель для выявления учеников, имеющих первые два уровня развития мотивации, может использовать методы наблюдения, беседы, создания ситуации выбора. Например, учащиеся с отрицательным отношением к учению склонны пропускать уроки под любым благовидным предлогом, небрежно выполнять задания и т.п. В ходе беседы можно выявить наличие интереса ученика к конкретным заданиям, учебной деятельности в целом или его отсутствие. При использовании метода ситуации выбора существует, например, такой прием: предложить ученику составить такое расписание на неделю, которое его устраивает. При обнаружении слабо развитой мотивации необходимо выяснить причину этого.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Деловое общение людей как приоритетная социально-психологическая проблема
В психолого-педагогической литературе среди факторов, формирующих личность, выделяют труд, познание и общение. Последнему уделяется все большее внимание, так как во всех сферах жизнедеятельности людей наблюдается огромный дефицит общения, ...

Понятие конфликта
Изучение проблемы конфликта в социологии, психологии, социальной психологии и других отраслях научного знания имеет давние традиции. Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликты представляли собой повседневные явления и дли ...

Модели российских и зарубежных социальных служб в работе с агрессивными детьми
Опыт социальной работы Красноярского Центра социального здоровья «Качинский» позволил сформулировать ряд теоретических и практических положений, которые можно рассматривать как варианты первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в ...