Методы работы психолога в процессе консультирования

Страница 1

а) Метод психодиагностического тестирования

Этот метод позволяет получить объективную качественную и количественную информацию о психических процессах, состояниях и свойствах человека. Метод применяется при недостатке информации об индивидуальных особенностях и психологических проблемах кон­сультируемого клиента. Проективные тесты способствуют выявлению скрытых мотивов и установок.

б) Метод динамического наблюдения

Наблюдение проводится в течение всего процесса консультирования и позволяет получать непосредственную психологическую инфор­мацию о реакциях, состояниях и личностных особенностях человека. Психолог при этом выступает в качестве эксперта и может целенаправ­ленно моделировать проблемные ситуации в ходе беседы. Следует обра­щать внимание на тон речи и невербальные реакции, вегетативные проявления, детали внешности, одежды, манеру общения, особенности психомоторного реагирования и прочее. Квалифицированное наблю­дение должно проходить незаметно для клиента.

в) Метод эмоционального заражения

Метод предполагает прямую целенаправленную передачу эмоционального состояния психологов консультируемому человеку. Необходим для коррекции психического состояния человека, формирования наилучшей для успешного взаимодействия психо­логической атмосферы, повышения самооценки клиента. Для овла­дения этим методом психологу необходимо совершенствовать умение концентрировать, выражать и контролировать свои эмоции.

г) Метод внушения

Этот метод состоит в малоаргументированном словесном воз­действии на человека с целью изменения его мнений, установок и отно­шений. Эффективность воздействия основана на авторитете психолога-консультанта. Внушение целесообразно применять для снятия психо­логических защит и преодоления прямого сопротивления клиента в ходе беседы. Метод является «резервным» и применяется, когда другие возможности воздействия на человека исчерпаны. Наиболее уместно использование метода в стадии совместной интерпретации (шестая стадия основного этапа консультирования).

д) Метод убеждения

Суть метода убеждения состоит в развернутой логической аргумен­тации приводимых доводов и положений, передаваемых на фоне урав­новешенного эмоционального состояния человека. Метод можно считать базовым для всех фаз и стадий консультирования. Успешное владение этим методом предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, долговременной памяти и внимания. Кроме того, необходимо правильно понимать и интерпретировать высказывания клиента, находить с ним «общий язык», то есть обладать коммуникативной компетентностью.

е) Метод психологического информирования

Этот метод, по сути, является мини-лекцией в процессе консуль­тации. Применяется с целью повышения психологической компетент­ности (грамотности) клиента в области обсуждаемых проблем. Предла­гаемые разъяснения должны быть простыми по форме, а по содержанию приближены к конкретным жизненным ситуациям. Метод может применяться на всех остальных процессах консультирования, кроме фазы «исповеди».

ж) Метод художественных аналогий

Метод предназначен для косвенного воздействия на мировоззрен­ческие установки, стереотипы, мнения человека. Суть этой техники состоит в привлечении конкретных случаев из практики, жизни, анек­дотов, примеров из художественной литературы, притч, сказок, пос­ловиц и поговорок. Эти истории дают возможность клиенту взглянуть на похожую проблему как бы со стороны, часто с неожиданной и даже юмористической. Благодаря этому снижается субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Кроме того, удается раз­рядить излишне напряженную атмосферу беседы. Метод может приме­няться на всех стадиях консультирования.

з) Метод мини-тренинга

Суть метода — в формировании необходимых конкретных навыков у клиента путем кратковременных тренировок, органично включаемых в процесс консультирования. Например, психолог предлагает «проиграть» ситуацию конфликта с какой-либо значимой для клиента личностью, после этого обсуждаются ошибки и ограничения в пове­дении. Метод рекомендуется применять на стадии «расширения целей», когда человек осознает дефицит определенных психологических умений и навыков и желает немедленно его восполнить. Этому методу может предшествовать или сопутствовать метод информирования.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Стереотипы межличностного взаимодействия супругов: исследование понятий
Этимология слова « стереотип» содержит в себе указание на прочность, устойчивость обозначаемого явления, а также на возможность его многократного воспроизведения, повторения. Энциклопедия определяет «стереотип» как отпечаток, копию печат ...

Особенности педагогических конфликтов
Конфликт в психологии рассматривается как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликтная ситуация возникает при наличии противоречивых позиций сто ...

Типы любовных отношений по Т. Кемперу
Подавляющее большинство философских и психологических типологий любви носят сугубо априорный характер, механизм выделения в них тех или иных типов обычно не просматривается, а принадлежность различных типов к.одному классу любовных пережи ...