Мотивация поведения и формирование личности подростка

Психологические материалы » Мотивация поведения и формирование личности подростка

Проблема развития личности подростков и формирования мотивационной сферы личности на современном этапе актуальна, как никогда: продолжаются кардинальные перемены в стране и обществе, старые ценности критикуются, а новые еще не выкристаллизовались, при этом электоральная ценность молодежи в последние годы резко возросла - в XXI веке именно сегодняшние подростки будут определять политику, экономику и социальные инициативы. И.А. Зимняя определяет то, что мотивация как психологическая категория является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Разработки современных психологов в области мотивации связаны с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. В частности, П.М. Якобсон отмечал: «Когда люди общаются друг с другом, то прежде всего возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» /9, 217/. Исследованием мотивационной сферы личности занимались Б.Г. Ананьев, М. Аргайл, В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, К. Левин, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомет - Эминов, А.К. Маркова, А. Маслоу, Т.А. Матис, X. Мюррей, В.Н. Мясищев, Ж. Нюттен, Ю.М. Орлов, С.Л. Рубинштейн, Б. Скиннер, В.Г. Степанов, Дж. Уотсон, З.Фрейд, В.Э. Чудновский, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и другие.

И.А.Зимняя подчеркивает, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно - смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), соотношение смысла и значения (А.Н. Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И.Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека.

Одним из первых исследований личностной мотивации (в терминах потребностей личности), как известно, была работа X. Мюррея (1938). Из множества побудителей поведения им были выделены четыре основные потребности: в достижении, в доминировании, в самостоятельности, в аффилиации. М. Аргайл, рассматривая эти потребности в более широком контексте, составил более широкую структуру мотивации (потребностей): 1) несоциальные потребности, вызывающие социальные взаимодействия (например, биологические потребности), 2) потребность в зависимости как принятие помощи, защиты, руководства, 3) потребность в аффилиации, т.е. стремление быть в обществе других людей, 4) потребность в доминировании, 5) сексуальная потребность, 6) потребность в агрессии, 7) потребность в чувстве собственного достоинства, самоидентификации. Очевидно, что потребность в зависимости, в самоутверждении и одновременно в агрессии в значительной мере представляет интерес для анализа учебной деятельности и поведения обучающихся, а также более глубокому проникновению учителя в современные проблемы обучения и создания условий для более эффективного усвоения знаний учащимися.

В работе мы рассматриваем основные подходы к исследованию мотивации, мотивацию как психологическую категорию. Изучены и раскрыты основные положения теории деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), развитие теории научения (Б.Скиннер, К. Левин, Д.Уотсон) и поведения (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский и другие).

Интересным представляется вопрос о мотивационной сфере личности, что определяет главную проблему исследования.

Проблема исследования: какие условия необходимы и достаточны для формирования мотивации к учебно-профессиональной деятельности.

Объект исследования: мотивация как психологическая категория.

Предмет исследования: условия формирования мотивации поведения личности в подростковом возрасте.

Гипотеза: условиями, формирующими направленность личности подростка и обуславливающими его дальнейшее поведение и профессиональный выбор, являются: 1) сознательное отражение объектом реальности, 2) включение индивида в активную социально - психологическую деятельность (общение, производственная деятельность, труд, учебная деятельность), 3) определение стратегических целей развития личности, основанных на выявлении внутренних и внешних мотивов.

Цель исследования: выявить условия формирования мотивации личности и влияние ее на учебно - профессиональную деятельность.

Задачи исследования: 1) проанализировать литературу по проблеме мотивации поведения; 2) проанализировать основные подходы отечественных и зарубежных психологов к проблеме мотивации деятельности и поведения; 3) провести опытную верификацию гипотезы.

Методы исследования: эмпирические методы (теоретический анализ литературы, тест, анкета); математические методы (регистрация).

Практическая значимость исследования заключается, во-первых, в том, что проанализированы основные теоретические и методологические подходы к изучению мотивации как психологической категории, а, во-вторых, в том, что данное исследование выявляет связь между преобладающей мотивационной тенденцией в подростковом возрасте и развитием мотивации к учебно-профессиональной деятельности.

Прежде чем раскрывать основные положения теории деятельности, следует отметить, что человек по своей природе активен. Он является и творцом, и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.

Деятельность человека является социальной категорией. Человек, в отличие от животных, характеризуется сознательным выделением себя из природы, познанием ее законов, осознанием взаимодействия с ней. Человек - это личность, ставящая перед собой цели, сознающая мотивы, побуждающие к активности.

Интерес к внутреннему миру человека возник давно. Первобытные люди считали, что в растениях, животных, явлениях природы и людях живут духи, управляющие ими. Каждая эпоха вносила свои поправки в учение о внутреннем мире человека.

Одним из первых объяснить самые сложные движения человека физиологической механикой пытался Рене Декарт. Он предусмотрел возможность изменения поведения человека в одинаковых ситуациях, основанную, по его мнению, не на усилии духа, а на основе строго причинных законов человеческой механики. Таким образом, человек, в отличие от обычных автоматов, выступил как обучающаяся система, действующая по своим законам, знание которых позволяет людям властвовать над собой.

Реакция мышц - неотъемлемый компонент поведения. Декартова схема стала великим открытием в психологии, так как объяснила рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей телом силе. Также Декарт доказывал, что не только мышечные реакции, но и различные психические состояния производятся телом, а не душой. В сочинении «Страсти души» человек предстал в виде «машины тела», к функциям которой относятся восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления, их внешние проявления и так далее.

Декарт ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), ставшее фундаментальным для психологии и физиологии. Действие рефлекса основывалось на строении нервной системы. Нервная система, по мнению Декарта, состояла из множества переплетающихся трубок, по которым проносятся некие частицы («животные духи»). Внешний импульс приводит эти частицы в движение и заносит в мозг, откуда они отражаются к мышцам. Термин «рефлекс» и означал отражение.

Декарт не отрицал существование души, но возводил ее в степень субстанции, т.е. сущности, не зависящей ни от чего другого.

Итак, принцип работы тела - рефлекс, т.е. отражение мозгом внешних толчков. Принцип работы души - рефлексия, т.е. отражение сознанием собственных мыслей, идей. Декарт, подобно своим предшественникам, противопоставлял душу и тело. Но он создал новую форму дуализма. И тело, и душа приобрели новое содержание.

Другое по теме: