Проявление особенностей у дошкольников

Психологические материалы » Мотивация к школьному обучению » Проявление особенностей у дошкольников

Страница 1

Существующие противоречия во взглядах на эти проблемы делают их наиболее актуальными, а их рассматривание во взаимосвязи поможет адекватно разобраться в истине.

Наблюдая за поведением детей и взрослых, за тем, как они учатся, трудятся, играют, как реагируют на внешние воздействия, как переживают радости и горести, мы несомненно обратим внимание на большие индивидуальные различия между ними в отношении активности, подвижности, эмоциональности, т.е. различия их темпераментов.

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологически обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют ввиду многие психические различия между людьми - различия по глубине, интенсивности устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психики, поведения и деятельности.

Темперамент заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную структуру. Нет лучших и худших темпераментов - каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.

Таким образом, в динамических чертах психики обнаруживаются как особенности устремлений, действий, так и переживаний. Сфера проявлений темперамента - общая психическая активность и эмоциональность.

Детей отличают (и чем младше ребенок, тем в большей степени) некоторые признаки слабости типа нервной системы, что означает не только малую выносливость, но и более высокую чувствительность. Именно возрастная слабость нервной системы может обуславливать в ранние годы особую яркость восприятия, детскую впечатлительность и такие черты, как легкость перехода к возбуждению, импульсивность.

Характерны для детских возрастов также интенсивность эмоциональных переживаний и их неустойчивость. Весьма обычный, например, стремительный переход от горестных слез к улыбке, веселью. Слабость нервной системы удивительным образом сочетается в годы детства с быстрым возобновлением энергии. Об этом своеобразии работоспособности ребенка К.Д. Ушинский писал: "Заставьте ребенка сидеть, он очень скоро устанет, лежать - тоже самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь и менее всего, долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет все эти деятельности и не устает ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы".

Возможность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника - распыленности, разбросанности интересов; у холериков - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика - застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

При внимательном отношении к детям с отклонениями в поведении можно заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия. Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорбленного самолюбия. Они ярко проявляются в речи, мимике, позе, движениях, в проявлении жестокости.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Идея, методика и ход исследования
В основе нашего исследования лежит идея о том, что взаимоотношения лидера и руководителя более тесные, чем руководителя и других членов группы. Тесные взаимоотношения означают, что стороны оценивают их как позитивные, глубокие, выражают ...

Концепция К. Прибрама «Голографическая модель мозга»
Особое место среди нейропсихологических концепций занимает голографическая теория Карла Прибрама, по представлениям которого вся информация (подобно оптической голограмме) распределена более или менее равномерно по коре мозга, и в каждом ...

Теоретический аспект агрессии
Агрессивность в об­щих чертах понимается как целенаправ­ленное нанесение физического или психичес­кого ущерба другому лицу. Однако обратимся к исследованиям психологов, к тому, как они выявляют и описывают уровень агрессивного поведения д ...