Профессиональное самоопределение представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются 4 стадии:
1. Стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.
2. Стадия – период профессионального обучения и воспитания. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности.
3. Стадия – активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход к новому типу деятельности – к профессиональному труду в разных его формах. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса, нахождение себя в системе трудовых коллективов.
4. Стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. Психологический критерий успешности прохождения этой стадии – степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества [22, с.38].
Проблемы и кризисы могут возникать не только при переходе от одной стадии к другой, но и внутри отдельных стадий. Нередки случаи, когда уже к концу первого, а особенно часто на втором или третьем году обучения может измениться отношение к процессу овладения профессией. Учащиеся разочаровываются в своем профессиональном выборе, иногда задумываются о смене учебного заведения и перемене специальности. При этом все это может иметь место при неплохих в целом показателях успешности обучения и выполнения заданий во время прохождения практики. Это означает, что дело здесь не в способностях.
В психологическом плане складывается парадоксальная ситуация: учащийся, объективно находясь на второй стадии процесса профессионального становления, субъективно, то есть психологически, вновь оказывается на пороге лишь первой стадии этого процесса, а может и на подступах к ней. Иначе говоря, в процессе профессионального становления возможно и обратное, регрессивное движение.
Таким образом, профессиональное самоопределение чаще всего понимается как длительный процесс, занимающий значительную часть жизни человека. В настоящее время главной проблемой профессионального самоопределения является не только реализация своих интересов, способностей и склонностей, но и получение достойного заработка, занятие высокого положения в обществе. Все это осложняется нестабильной и чрезвычайно изменчивой ситуацией на рынке труда.
Процесс профессионального самоопределения предполагает активно познание человеком себя и своих возможностей, нередко может сопровождаться различными кризисами, затруднениями. На каждом его этапе человек достигает определенного уровня развития в качестве субъекта труда.
Профессиональное самоопределение, будучи понятием неоднозначным и обширным по своей структуре, включает мотивацию профессиональной деятельности, интересы, склонности, способности и уровень притязаний.
Другое по теме:
Стиль руководства
Стиль руководства можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Учение о стилях в психологии относительно молодое, поэтому не существует общепринятого определения стиля (А.В. Либин, 1998). Самое общее определение стиля делает акцент ...
Эмпатия
Эмпатия - это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью "понять" переживания и чувства познаваемого человека, без помощи слов, не опираясь на мышление, а с помощью ощущений, чувств, эмоций и последующего ос ...
Любовь – как нравственно-этическое чувство
В широком смысле любовь – это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь понятие необычайно емкое, многозначное и многогранное ...
Меню сайта