Профессиональное самоопределение как процесс

Профессиональное самоопределение представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются 4 стадии:

1. Стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.

2. Стадия – период профессионального обучения и воспитания. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности.

3. Стадия – активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход к новому типу деятельности – к профессиональному труду в разных его формах. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса, нахождение себя в системе трудовых коллективов.

4. Стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. Психологический критерий успешности прохождения этой стадии – степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества [22, с.38].

Проблемы и кризисы могут возникать не только при переходе от одной стадии к другой, но и внутри отдельных стадий. Нередки случаи, когда уже к концу первого, а особенно часто на втором или третьем году обучения может измениться отношение к процессу овладения профессией. Учащиеся разочаровываются в своем профессиональном выборе, иногда задумываются о смене учебного заведения и перемене специальности. При этом все это может иметь место при неплохих в целом показателях успешности обучения и выполнения заданий во время прохождения практики. Это означает, что дело здесь не в способностях.

В психологическом плане складывается парадоксальная ситуация: учащийся, объективно находясь на второй стадии процесса профессионального становления, субъективно, то есть психологически, вновь оказывается на пороге лишь первой стадии этого процесса, а может и на подступах к ней. Иначе говоря, в процессе профессионального становления возможно и обратное, регрессивное движение.

Таким образом, профессиональное самоопределение чаще всего понимается как длительный процесс, занимающий значительную часть жизни человека. В настоящее время главной проблемой профессионального самоопределения является не только реализация своих интересов, способностей и склонностей, но и получение достойного заработка, занятие высокого положения в обществе. Все это осложняется нестабильной и чрезвычайно изменчивой ситуацией на рынке труда.

Процесс профессионального самоопределения предполагает активно познание человеком себя и своих возможностей, нередко может сопровождаться различными кризисами, затруднениями. На каждом его этапе человек достигает определенного уровня развития в качестве субъекта труда.

Профессиональное самоопределение, будучи понятием неоднозначным и обширным по своей структуре, включает мотивацию профессиональной деятельности, интересы, склонности, способности и уровень притязаний.

Другое по теме:

Комплекс методик для исследования эмоциональной сферы школьников
Исследованию эмоциональной сферы детей, в отличие от интеллектуальной, посвящено очень мало материала, так как сейчас все больше внимания стали уделять именно интеллектуальному развитию. Поэтому выбор методик достаточно невелик. Для диагн ...

Модальные логики
Уже первые изложения трехзначной логики в 1920 г. содержали явную связь модальности и многозначности. Лукасевич считал, что в двузначной логике не удастся согласовать интуитивные трактовки модальных функторов. Эта мысль является следствие ...

Основные требования Марии Монтессори
1) Надо выбирать такой материал, который бы вызвал активность и упражнения. Соответствующие предметы должны быть устроены так, чтобы давать возможность ребёнку замечать и исправлять свои ошибки самостоятельно. Только лишь при таком услови ...