Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками

Психологические материалы » Модель социально-профилактической работы с агрессивными детьми » Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками

Страница 1

Агрессивные дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку.

Направления психопрофилактической работы в ДОУ с агрессивными дошкольниками:

· обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;

· обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;

· отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;

· формирование таких качеств как эмпатия и доверие;

· работа с родителями агрессивных детей.

Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте.

Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке психолога». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, психологу можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком

Представляется необходимым на ранних стадиях развития личности обу­чать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, что­бы уже к 5-6 годам у ребенка сформи­ровалась правильная социальная ори­ентация, развилась способность к адап­тации и саморегуляции.

Основными способами снижения аг­рессивности детей дошкольного возра­ста, с нашей точки зрения, являются: игры, хоровое пение, участие в самодея­тельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумы­вание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия, ауто­генная тренировка; упражнения на ус­тойчивость к стрессу.

Остановимся подробнее на двух по­следних аспектах снижения агрессив­ности, которые практикуем с детьми от 3,5 лет. Аутогенная тренировка (AT)

- ме­тод психотерапии, основанный на са­мовнушении. Aутогенную тренировку желательно проводить под медленную приятную музыку. Дети сидят на стульях в произвольной удобной позе или лежат на кроватях. Глаза долж­ны быть закрыты. Многие фразы повто­ряются два раза. AT имеет четыре фазы: 1) расслабление мышц и расширение сосудов; 2) сюжетное воображение; 3) самопрограммирование; 4) закрепле­ние. Эффективней проводить AT перед сном.

Представляемые образы ( лес, поляну, море…) можно менять, а после сеанса желательно обмениваться впечатлениями, хорошо, если дети опишут картины, которые им представлялись. После аутогенной тренировки целесообразно показать слайды: бабочек, цветы, лес, водопад и т.п.

Установка на расслабление может даваться детям в стихотворной образной форме:

Глаза закрыли, гладкий лоб и губы без движения, разжаты зубы, спит язык, лицо без напряжения.

И шея вялая совсем и мягкая как вата, всё напряжение из неё умчалось прочь куда-то…

И руки брошены лежат, тряпичны без движения, и пальцы ватные, сквозь них уходит напряжение.

Всё тело, грудь, живот, спина – беспомощны, воздушны, мы дышим ровно и легко, мы ветерку послушны.

Спокойна каждая нога, лежит и отдыхает, не шевельнуться через них усталость вытекает.

Мы словно таем и парим, о добром лишь мечтаем, и мышца каждая у нас блаженно отдыхает.

Мы отдохнули, силы к нам, энергия – вернулись. Мы потянулись от души, друг другу улыбнулись.

Упражнения, направленные на развитие устойчивости к стрессу применяем на занятиях с детьми данной группы. Перед упражнениями дети должны сделать несколько традиционных упражнений для разминки и настроиться на правильное выполнение упражнений на устойчивость к стрессу. Очень важно настойчиво убеждать дошкольников, что в процессе занятия и после него они будут лучше себя чувствовать, им будет легче дышаться, придут хорошее настроение, спокойствие, поэтому они сами должны стремиться к этому, стараться добросовестно выполнять упражнения и представлять эти улучшения (Приложение В).

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Профессиональное самоопределение как процесс
Профессиональное самоопределение представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются 4 стадии: 1. Стадия профессионального становления личност ...

Теории поведения личности.
Личность — понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоста ...

Психотерапевтическая помощь семье
Семейная психотерапия как самостоятельная научно-практическая отрасль психотерапии оформилась в середине XX века. Ее возникновение есть, одновременно, и проявление кризиса семьи, и попытка найти новые, нетрадиционные способы и методы помо ...