Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе

Психологические материалы » Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения » Сущность, структура и содержание образной памяти в психолого-педагогической литературе

Страница 3

В настоящее время, когда ученые собрали и обобщили данные о памяти, как о высшей психической функции, появилось множество определений. Например, в словаре Уэбсерта дано два взаимодополняющих определения:

1) Процесс воспроизведения или восстановления усвоенных и сохраненных в уме знаний и представлений, особенно посредством ассоциативного мышления.

2) Сумма усвоенной и сохраненной информации [4, 59]

Л.Г. Воронин рассматривает память с биологической точки зрения и определяет ее как процесс изменения нервной ткани под влиянием действия раздражителей, результатом которого становится сохранение и запечатление следов нервного возбуждения (под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах – нервных клетках). Но мы хотим остановиться на определении, данным Крутецким С.И.: память – это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации.

Свой взгляд на развитие образной памяти имеет Ипполитов Ф.В [12,16-18, 27]. Память – это высшая психическая функция, данная только человеку, развитие которой начинается вместе с развитием мозга еще на третьей неделе внутриутробного развития. Но она не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, внутренним миром человека, его определениями, интересами. Поэтому развитие и совершенствование памяти происходит параллельно с развитием мышления человека, а те или иные этапы развития памяти – это следствие изменения отношений человека с окружающим миром и людьми.

Интересно, что способность к созданию мысленных образов начинает развиваться только по мере овладения языком. Совершенно ясно, что умение формировать зрительные образы связаны со знанием окружающего мира. Маленький ребенок должен сначала познать окружающую действительность, чтобы впоследствии получить возможность восстанавливать ее в виде мысленных картин. По мере развития ребенка память, продолжает совершенствоваться, позволяет ему узнавать все больше и больше интересной новой информации, связать эту информацию со старым запасом знаний. Развитие памяти влечет за собой развитие мышления, речи, так как сопряжено с развитием этих важнейших психических процессов. Память открывает маленькому человеку возможность познавать окружающий мир, без нее невозможно развитие речи, а значит и мышления, поэтому она имеет принципиально большое значение для психического развития ребенка.

Формы проявления памяти чрезвычайно многообразны. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности память подразделяется на такие виды, как:

1. двигательная;

2. образная;

3. эмоциональная;

4. смысловая;

По целеполаганию – произвольная и непроизвольная. По продолжительности закрепления и сохранения материала:

1. мгновенная;

2. кратковременная;

3. долговременная;

4. оперативная;

5. генетическая;

6. промежуточная

По степени осмысленности память может быть механической и логической, а по использованию специальных средств – непосредственной и опосредованной.

Говоря кратко и обобщённо, образная память – это запоминание наглядного, слышимого, ощущаемого.

В старину говорили про “пять чувств человеческих” - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Современная наука (сенсорная физиология анализаторов) числит уже не пять “библейских” чувств человека, а восемь анализаторов: зрение, слух, движения (кинестетика, моторный), тактильные (кожные) ощущения, вкус, обоняние. Причем старое “осязание” распалось на два анализатора – кожный и моторный (кинестетический). Еще два новых анализатора, выделенных современной наукой – вестибулярный аппарат равновесия и положения в пространстве и интроцептивный аппарат ощущений изнутри нашего тела. То, ради чего мы катаемся на каруселях, качелях, “американских горках” - взвинчивающее ощущение падения, полета, переворота в воздухе – это, преимущественно, ощущения, порожденные вестибулярным аппаратом. Интроцептивные ощущения – это неприятные ощущения: тошнота, изжога, боль, которые запоминаются человеком. Зрительная и слуховая память – это те подвиды образной памяти, которые являются наиболее важными в учебной деятельности школьника.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Развитие и формирование способностей
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должные пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в ...

Личность в политической жизни.
По отношению к политике личность может быть как объектом, так и субъектом. Проблема личности как субъекта политики состоит в определении возможности и степени её влияния на политическую власть, а также в возможности достижения власти и с ...

Управление конфликтами и стрессами в коллективе
Управление конфликтами и стрессами является одной из важнейших функций руководителя. От того, насколько благоприятнее взаимоотношения между работниками, зависит результат деятельности организации в целом. Конфликт в организации – это отк ...