На основании анализа, проведённого в теоретической части работы, мы можем полагать, что юмор стоит рассматривать как
интеллектуальную способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну;
коммуникативную способность, так как юмор в полной мере проявляется в социальном контексте и имеет эмоционально-поведенческую составляющую, без которой перестал бы существовать.
Кроме того, целесообразным является разделение юмор, имеющего место в повседневных социальных взаимодействиях на три категории: заранее заготовленные юмористические истории, спонтанный преднамеренный юмор и случайный непреднамеренный юмор.
Эти положения позволяют нам разработать программу эмпирического исследования.
Целью
эмпирического исследования является проверка гипотезы о том, что люди, обладающие способностями к генерации и пониманию юмора, характеризуются специфическими особенностями, а именно: высоким уровнем креативности и определёнными основными исходными личностными чертами.
Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач
:
разработать комплекс диагностических процедур для определения профиля личностных черт и уровня креативности, для выявления уровня развития способности к юмору;
выявить уровень развития способности к генерации юмора у испытуемых;
выявить уровень креативности у испытуемых;
определить профиль личностных черт у испытуемых;
сравнить уровни развития креативности лиц с разным уровнем развития способности генерировать юмор;
сравнить личностные черты, входящие в профиль личности лиц с разным уровнем развития способности генерировать юмор.
обработать и проанализировать результаты;
сформулировать выводы;
предложить рекомендации лицам, обладающим высоким уровнем способности к пониманию и генерации юмора.
Базой исследования
выступил факультет философии и психологии Воронежского государственного университета. Объектом
исследования стали 60 студентов 4 курса возрастом от 20 до 22 лет, из них юношей – 12 человек, девушек – 48 человек.
В качестве методов
исследования использовались метод экспертных оценок, тестовый метод и метод стандартизированного самоотчёта, которые реализовались в следующих методиках.
Авторская методика экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности.
Испытуемые сами выступают в качестве экспертов и должны оценить членов своей учебной группы с точки зрения коммуникативной способности к юмору. Им предлагаются пять различных характеристики людей (Приложение 1) с целью распределить всех членов своей учебной группы по этим характеристикам. Каждой характеристике присваивается балл – от 1 до 4. Обработка данных заключается в суммировании баллов, присвоенных каждому из испытуемых. Результатом является рейтинговая таблица.
Авторская методика экспертного оценивания юмора как творческой способности.
Здесь испытуемым предлагается дописать концовки 5 предложений со следующей инструкцией (Приложение 2):
«Вашему вниманию представлены 5 ситуаций, концовку к которым необходимо придумать. Это должна быть короткая фраза, в 1-2 предложения. Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на представленные неоконченные ситуации, были как можно смешнее и остроумнее».
Другое по теме:
Положительное воздействие общности на индивида
Давно замечено, и это наблюдение отчетливым образом отразилось в теориях личности, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Часть изменений, порождаемых психологическим влиянием группы, исчезает, к ...
Причина леворукости.
В чем причина феномена леворукости – достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласно которой в древние времена соотнош ...
Принципы делового общения.
Принципы - это абстрагированные, обобщенные представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать свое поведение, свои действия, свое отношение к чему-либо.
Принципы делового общения дают конкретному сотруд ...



Меню сайта