Программа эмпирического исследования

Страница 1

На основании анализа, проведённого в теоретической части работы, мы можем полагать, что юмор стоит рассматривать как

интеллектуальную способность, которая по функционированию схожа с креативностью, так как обе они предполагают дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну;

коммуникативную способность, так как юмор в полной мере проявляется в социальном контексте и имеет эмоционально-поведенческую составляющую, без которой перестал бы существовать.

Кроме того, целесообразным является разделение юмор, имеющего место в повседневных социальных взаимодействиях на три категории: заранее заготовленные юмористические истории, спонтанный преднамеренный юмор и случайный непреднамеренный юмор.

Эти положения позволяют нам разработать программу эмпирического исследования.

Целью

эмпирического исследования является проверка гипотезы о том, что люди, обладающие способностями к генерации и пониманию юмора, характеризуются специфическими особенностями, а именно: высоким уровнем креативности и определёнными основными исходными личностными чертами.

Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы потребовали решения следующих задач

:

разработать комплекс диагностических процедур для определения профиля личностных черт и уровня креативности, для выявления уровня развития способности к юмору;

выявить уровень развития способности к генерации юмора у испытуемых;

выявить уровень креативности у испытуемых;

определить профиль личностных черт у испытуемых;

сравнить уровни развития креативности лиц с разным уровнем развития способности генерировать юмор;

сравнить личностные черты, входящие в профиль личности лиц с разным уровнем развития способности генерировать юмор.

обработать и проанализировать результаты;

сформулировать выводы;

предложить рекомендации лицам, обладающим высоким уровнем способности к пониманию и генерации юмора.

Базой исследования

выступил факультет философии и психологии Воронежского государственного университета. Объектом

исследования стали 60 студентов 4 курса возрастом от 20 до 22 лет, из них юношей – 12 человек, девушек – 48 человек.

В качестве методов

исследования использовались метод экспертных оценок, тестовый метод и метод стандартизированного самоотчёта, которые реализовались в следующих методиках.

Авторская методика экспертного оценивания юмора как коммуникативной способности.

Испытуемые сами выступают в качестве экспертов и должны оценить членов своей учебной группы с точки зрения коммуникативной способности к юмору. Им предлагаются пять различных характеристики людей (Приложение 1) с целью распределить всех членов своей учебной группы по этим характеристикам. Каждой характеристике присваивается балл – от 1 до 4. Обработка данных заключается в суммировании баллов, присвоенных каждому из испытуемых. Результатом является рейтинговая таблица.

Авторская методика экспертного оценивания юмора как творческой способности.

Здесь испытуемым предлагается дописать концовки 5 предложений со следующей инструкцией (Приложение 2):

«Вашему вниманию представлены 5 ситуаций, концовку к которым необходимо придумать. Это должна быть короткая фраза, в 1-2 предложения. Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят вам в голову в ответ на представленные неоконченные ситуации, были как можно смешнее и остроумнее».

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Прогнозирование готовности к школе
При этом имеет место прямое соотношение: чем больше время дошкольного образования, тем лучше результаты. В России ситуация иная. Было выявлено, что дети, которые посещали детские сады менее одного года, показывают худшие образовательные р ...

Сущность межличностных взаимоотношений в коллективе.
Человек характеризуется через различные формы внешней и внутренней активности. Он, как субъект, инициирует, творит, создает внутренний мир и свои поступки, контролирует чувства, вырабатывает собственные ценности и жизненные стратегии, раз ...

Понятие и виды команд. Психологическая характеристика процесса командообразования
Команды в последнее время стали рассматриваться как важнейший групповой феномен в организациях, они становятся более популярными в результате развития передовых информационных технологий, а также повышения внимания к системе комплексного ...