В связи с тем, что существует множество аспектов у памяти, существует и множество подходов к изучению памяти. Классические подходы изучали явления репродуктивной памяти, (то есть такой, в которой представлен только один член этой связи, а другого актуально нет), в основе которой лежали, связи между следообразованиями каких-то впечатлений, то есть представления. Это подход немецкого психолога Германа Эббингауза, который положил начало экспериментальному исследованию памяти в конце прошлого века. Он исследовал количественные характеристики заучивания, удержания и воспроизведения цепочек бессмысленных слогов (эту фамилию вы можете, соответственно, встретить и в психолингвистических работах). По своим теоретическим воззрениям Герман Эббингауз был ассоцианистом. Он, естественно, объяснял запоминание возникновением ассоциативных связей между впечатлениями. Близка к этой трактовке точка зрения бихейвиористов Торндайк, Скиннер и др. Очень полезны в этой связи идеи и сведения, содержащиеся в книге ученика Скиннера Ч. Катанья. Они подчеркивали роль подкрепления в запоминании цепочки "стимул - реакция". Несомненно, в этом сказывалось положение бихейвиористов о близости поведения человека и животных. Представители гештальтпсихологии (Вертхаймер, Коффка) подчеркивали роль структурирования материала при запоминании [6, 28-31]. Подходу Эббингауза противопоставлен другой подход, воспринимающий память как конструктивный процесс, в котором не репродуцируется, а конструируется прошлое благодаря образованию сгустков и схем, происходящий под влиянием внутреннего опыта человека, его установок, настроений (предположительно, этот подход принадлежит немецкому психологу Э.Бартлетту). Память рассматривается так же как процесс приобретения специфичного человеческого опыта. Этот подход близок к подходу французской социологической школы (социальная природа памяти человека: произвольная, опосредственная память - это изобретенное действие для борьбы с отсутствием определенных явлений, обстоятельств). При этом не отрицается и индивидуальная память. Есть также и деятельностный подход: эффективность нашей памяти зависит от актуальной деятельности и ее содержания, структуры, и мотивов лежащих в ее основе (хотя это скорее теория деятельности, а не теория памяти) [21,78]. Схожее место память занимает и в психоанализе: при исследовании структуры сознания, мотивации была обнаружена связь этих процессов с явлениями памяти. В трактовке З. Фрейда подчеркивается роль личности в запоминании (напомним, что обращение к личности - важный прогрессивный момент теории З. Фрейда). Однако он считал, что запоминается лишь то, что соответствует подсознательным влечениям человека, а все, что не соответствует, вытесняется из памяти [10, 128-346]. Л.С. Выготский изучал социальную природу памяти. Он считал сущностью памяти запечатлевание с помощью знаков, выработанных социумом. Идеи Выготского разрабатывали П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, А.Р. Лурия и другие . В 60-х гг. была создана блоковая модель памяти, согласно которой информация проходит обработку через ряд блоков и попадает в долговременное хранилище.
Сейчас наиболее распространенный подход в психологии при исследованиях памяти - это когнитивный подход (вообще, больше сфокусированный на познавательных процессах приобретения, воспроизведения и применения знаний), в котором сконструировано множество моделей и теорий памяти. Из них двумя наиболее крупными являются:
1. Теории двойственности (множественности), рассматривающие структуры памяти и их взаимодействия.
2. Теории поуровневой переработки, рассматривающие взаимоотношения уровней переработки, в котором уровень переработки определяется задачами и целями субъекта. Эта теория независимым путем подошла к схожим с теорией деятельности положениям (зависимость памяти, особенно непроизвольной от содержания, структуры, мотивации деятельности). Например, Леонтьев А.Н. определяет память как когнитивный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, восстановлении и забывании приобретенного опыта [16,.61-70] .
Другое по теме:
Предмет и задачи педагогической психологии
Термином «педагогическая психология» обозначаются две существенно разные науки. Одна из них является ветвью психологии, это базовая наука, призванная изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Но под названием «педагог ...
Мероприятия, способствующие устранению конфликтов в коллективе и улучшению
морально – психологического климата
Современный менеджмент нацелен на максимальное использование производственного персонала. Главным богатством любой фирмы признаются люди, уровень и качество их жизни оценивается как главный показатель ее прогресса.
Хотелось бы еще раз по ...
Классификация психических состояний
Классификация состояний представляет собой отдельную проблему.
Н.Д.Левитов полагает, что состояния классифицируются либо по аналогии с классификацией психических процессов (познавательные, эмоциональные, волевые), либо заимствуя характер ...



Меню сайта