А.В. Дулов и А.Р. Ратинов включают внушение в психологический арсенал работников правоохранительных органов.
Под внушением подразумевается воздействие, ведущее к некритическому восприятию чужой позиции, принятию ее как своей собственной. Это внушение может быть сделано в форме приказа, строго окрика, тихого шепота, команды переданной нормальным голосом и т.д. Косвенное внушение заключается в том, что при дефиците информации процессуальный противник юриста-практика получает ее о фактах, прямо не относящихся к правонарушению. Сведения ему сообщаются так и в таком объеме, чтобы изменить первичную направленность его позиции, побудить переосмысление в содеянном, раскаяться, дать правдивые показания. В этом случае внушение опирается на использование положительных качеств личности.
Косвенное внушение совершается с помощью передачи информации, сведений о жизни правонарушителя, потерпевшего, свидетеля, создающих убеждение в полной информированности работника правоохранительных органов. Это могут быть прямые нейтральные высказывания по поводу деталей отношений правонарушителя с его соучастниками, или о его работе, увлечениях и т.п. вопросы, свидетельствующие об осведомленности работника правоохранительных органов, в частности о том, как проводил время исследуемый до и после совершения правонарушения, и т.д. Следует отметить, что внушение рассчитано на подавление, подчинение воли лица, на которое воздействуют при помощи этого метода. В то же время нельзя забывать, что имеется значительное количество разновидностей метода внушения, применяемых с учетом особенностей целей и условий воздействия. Разновидностью метода внушения является и метод приказа, являющийся средством психологического принуждения. Без принуждения невозможно, в частности, проведение работы по перевоспитанию лиц, совершивших преступление, что обеспечивает изменение установок, привычек определенного лица. Под воздействием принуждения осуществляется процесс постепенного отвыкания от вредных, отрицательных привычек и привыкания к положительным. В результате выработки привычек, навыков к труду, к дисциплине начинает формироваться новый человек с определенными свойствами, в дальнейшем в его воспитании главную роль будут выполнять не методы принуждения, а методы убеждения.
Применение метода внушения может быть рассчитано на длительное восприятие его лицом в своем сознании или на кратковременное изменение поведения, активизацию мышления. Для достижения последней цели и служит метод приказа. Этот метод может использоваться для создания внезапно действующего резкого раздражителя, для моментального изменения и снятия повышенной эмоциональности, для заторможенности при отсутствии реакции на все другие воздействия. Метод приказа применяется только при наличии достаточных оснований для применения процессуального или административного принуждения к данному лицу и является средством реализации этого принуждения в ходе общения. Метод приказа учитывает и понимание лицом, на которое этим методом воздействуют, реальной возможности применения к нему определенного наказания, санкции при невыполнении.
Мы считаем, что хотя бы кратко следует остановиться на методе примера. Сущность данного метода в педагогике заключается в том, что в процессе воспитания воспроизводятся действия, приемы, правила поведения в общении. Метод примера находит свое применение и в юридической психологии, как правило, здесь он реализуется в процессе общения. Методом примера можно передать отношение к объектам, явлениям, событиям. Такое отношение может быть передано прежде всего своими действиями, своим поведением. Отметим, что метод примера может реализоваться в нескольких вариантах: личный пример поведения, действий; сообщения о положительных действиях других лиц; дача возможности лично воспринять действие, поведение других лиц.
Другое по теме:
Психологическая помощь педагога леворукому ребенку в школе
Прежде чем приступить к подробному обсуждению приемов обучения и специфических ошибок леворуких детей, предстоит ответить на ряд вопросов, обычно задаваемых учителями, родителями и другими заинтересованными лицами. Хочется надеяться, что ...
Креативность или шизофрения
Вообще, креативность, раскрываемая через дивергентность, указывает на определенное сходство в мышлении людей с высокими показателями креативности и людей с шизофреническими и аффективными расстройствами. Кропли указывает на то, что и те и ...
Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса
Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а, следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то м ...
Меню сайта