Методология юридической психологии

Психологические материалы » Методология юридической психологии

Практическая правоохранительная и правоприменительная деятельность имеет ряд специфических особенностей по сравнению с научной деятельностью и теоретическим познанием в юридической психологии.

Если научные исследования имеют целью получение нового знания, то практическое познание с помощью психологических методов имеет целью обеспечить практику знанием психологии личности правонарушителя, преступника, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика, психологической стороны правомерной или противоправной деятельности. От полноты и правдивости изучения интересующей нас личности зависит не только тактика оперативных, следственных или судебных действий, но и установлении истины по уголовному делу в целом, возможность исправления и перевоспитания преступника, предупреждение правонарушений.

С необходимостью изучения конкретной личности юристам приходится сталкиваться всегда при решении самых различных вопросов. Это позволяет им в целом понимать возможности, поступки и действия человека, выяснять причины изменения его поведения, правильно строить взаимоотношения, определять пути и способы воздействия на конкретного человека и т.д. В деятельности психолога важно изучать не только отдельные психические процессы и состояния при совершении действий, но и более стойкие, более глубокие психологические свойства личности, что должно давать ему возможность прогнозировать отношение к процессу расследования, отдельным действиям. В юридической психологии изучение личности рассматривается как необходимое условие последующего воздействия на нее для осуществления целей предварительного расследования и правосудия. Для того, чтобы установить контакт с допрашиваемым, определить методы воздействия на него, необходимо прежде всего изучить эту конкретную личность и знать все ее особенности. Изучение личности обвиняемого в суде помогает решению тех же вопросов, которые возникают на предварительном следствии, но кроме того, суду необходимо еще решить вопрос о мере наказания, о необходимости изоляции от общества, определении режима и т.д. Суды возвращаются к изучению личности и при решении вопроса об освобождении от наказания, досрочном освобождении, снижении наказания и т.д.

В настоящее время закон прямо обязывает суд, следователей, прокурора, адвоката по каждому делу устанавливать не только наличие состава преступления, лиц, совершивших противоправные действия, но также причины и условия, способствовавшие их совершению. Эти причины и условия никогда не могут быть полностью вскрыты без учета психических особенностей субъекта, совершившего преступление, без выяснения условий формирования его личности. Чтобы установить связь между условиями жизни и совершенным преступлением, необходимо, опять же, тщательное изучение всех качеств личности, совершившей преступление.

Тщательное изучение личности осужденного проводится и в местах лишения свободы. Администрации необходимо определить пути перевоспитания осужденного, а для этой цели тщательно изучается его личность. В процессе перевоспитания изучение личности продолжается. Оно дает возможность выяснить, изменилось ли поведение осужденного, связано ли это изменение поведения с изменением его отношения к определенным фактам, какие меры именно привели к изменению личности, какие результаты от применяемых мер воздействия имеют место, какие изменения необходимо внести в процесс перевоспитания. Без постоянной постановки этих вопросов перевоспитание личности невозможно, а поэтому постоянным является и процесс изучения этой личности.

Другое по теме:

Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса
Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а, следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то м ...

Особенности восприятия эмоционального состояния собеседника в разных культурах
Универсальность эмоциональных состояний человека была доказана во многих исследованиях, однако существуют определённые культурные различия в проявлении и оценке этих состояний. Прежде всего, это происходит за счёт того, что культура норми ...

Структура делового общения
Состоит из пяти основных фраз: 1) Начало беседы. 2) Передача информации. 3) Аргументирование. 4) Опровержение доводов собеседника. 5) Принятие решений. Правильное начало беседы предполагает: точное описание целей беседы, взаимное пр ...