Методы психологического воздействия на личность

Психологические материалы » Методология юридической психологии » Методы психологического воздействия на личность

Страница 7

Способом рефлексивного управления поведением правонарушителя является и передача решения.

Этот путь более пригоден в оперативно-розыскной деятельности, но применяется также в следственной и судебной работе. Передача решения может осуществляться юристом, например, в форме подсказки неправильного ответа на существенно важный вопрос. Респондент, принимая или опровергая ее, вынужден отказаться от недобросовестного отношения к процессу раскрытия правонарушения: соглашаясь с юристом, он будет уличен во лжи, опровергая его, он вынужден привести аргументы и действительные факты. Передача решения может быть осуществлена и через других лиц, в частности родственников, друзей, близких знакомых и т.д. Решение всегда должно быть логически обоснованным и единственным в данной ситуации (чистосердечное признание, явка с повинной и др.).

Рефлексивное управление поведением правонарушителя осуществляется и путем создания у него при помощи цепочки действий ложного представления об имеющихся у юриста-практика средствах, возможностях и целях, а соответственно и о дальнейших его поступках, конкретных промежуточных целях, а иногда и цепочке этих целей. Такая осведомленность правонарушителя должна усиливать его тревогу, страх быть изобличенным, побуждать к действию. Создавая такую мнимую угрозу, более сильную, чем ее исполнение, и в ложных направлениях, работник юридического труда добивается определенного превосходства в рефлексии над противником, что безусловно облегчает его последующую деятельность.

На практике, в процессе раскрытия правонарушения полностью избежать передачи информации противнику можно лишь только на первых этапах. Затем правонарушитель в процессе контактирования с работником правоохранительных органов прямо или косвенно все же получает определенную, интересующую его информацию и конечно стремится тщательно проанализировать ее. Поэтому юрист-практик не может отказаться от такого приема рефлексивного управления, как нейтрализация правонарушителя, когда последний хотя понимает и видит, что ведется расследование или предпринимается какое-то определенное процессуальное действие, представляющее для него угрозу, однако не может раскрыть его цели и соответственно подготовиться к защите. Наиболее целесообразно применение данного метода в начале процесса раскрытия правонарушения. Работнику правоохранительных органов легче поймать в так называемую ловушку опытного правонарушителя, если он тактически грамотно использует изъяны рассуждений противника, стремящегося в свою очередь поставить ее работнику правоохранительных органов. Рефлексивное управление приводит такого работника к успеху независимо от качества рассуждений противника, если только они представляются достаточно полно. Здесь любые оптимальные, но жесткие программы действий имеют меньше шансов, чем программы, отличающиеся достаточной гибкостью и логичностью.

Важную роль в процессе раскрытия правонарушений играет применение такого метода психологического воздействия, как эмоциональный эксперимент. Он, как правило, состоит в неожиданном предъявлении правонарушителю материальных объектов, непосредственно относящихся к подготовке, совершению, или сокрытию правонарушения. Практика показывает, что это могут быть похищенные вещи, фотографии, тайники, поддельные документы, другие предметы преступления. Здесь реакция правонарушителя может помочь в определении дальнейшего пути раскрытия правонарушения, сделать вывод о его действительном отношении к определенным событиям или фактам. Такое применение эмоционального эксперимента возможно лишь после тщательной его подготовки. Следует учитывать при этом тип темперамента респондента, его выдержку, скорость реакции, артистизм и т.д. Этот эмоциональный эксперимент чаще всего дает прямой и непосредственный результат.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Мышление
Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах: 1) формирование и усвоение п ...

Особенности использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков
Прежде всего рисование и изображение связано с радостью, именно по этой причине Шоттенлоэр Г. рекомендует использовать метод арттерапии при психокоррекционной работы с детьми, имеющими душевные раны, неразрешенные внутренние конфликты, вы ...

Теоретические основания решения проблемы
Предупреждение и преодоление асоциального поведения подростка, ориентация его личности на ценности являются актуальными проблемами современной педагогики. Для решения данной проблемы нами был проведен анализ научной литературы на предмет ...