Диагностическая и функциональная школы социальной работы.

Психологические материалы » Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы » Диагностическая и функциональная школы социальной работы.

Страница 2

В некотором смысле процеду­ры, которые предлагались сторонниками Дж. Аддамс, были нена­учными, они предполагали «погружение», что означало совместно проживать с клиентами и своим примером помогать из­менять им жизнь. Хотя Дж. Аддамс и была удостоена Нобелевской премии в 1931 г., тем не менее ее подходы не были столь эффек­тивны, как подходы М. Ричмонд.

3. Третий фактор был связан с обоснованием социальной работы как профессии. Эта дискуссия возникает в обществе в 1915 г. бла­годаря статье доктора А. Флекснера «Является ли социальная ра­бота профессией?». В ней обосновывается, что социальный работ­ник, осуществляя функции патронажа, не имеет своей специфи­ческой деятельности, так как не имеет своего метода работы с человеком. Полемизируя с ним, М. Ричмонд на 500 страницах своей книги «Социальные диагнозы» описывает конкретные методы решения проблем клиентов, доказывая право на существование диагностического подхода.

2.

В основу социальной работы М. Ричмонд была положена медицинская модель, которую схематично можно представить следующим образом:

Адаптируя медицинские подходы лечения больных к практике индивидуальной работы, М. Ричмонд развивает оригинальный ме­тод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терми­нология из медицинской практики, такая как «диагноз», «лече­ние», «клиент», но с новым семантическим значением.

Выделив общественные и личные ситуации в качестве приори­тетных проблемных областей познания в социальной работе, она считала, что социальная работа — это «искусство помощи», «ис­кусство лучшего регулирования социальных отношений, индиви­дуальности мужчины, женщины, ребенка».

Согласно ее концепции, интервенции со стороны социального работника могли осуществляться непосредственным - директивным и косвенным - недирективным лечебными методами. «Директивное лечение» осуществлялось в не­посредственном взаимодействии — «ум на ум». Однако под этим М. Ричмонд понимала сложную процедуру взаимодействий, вклю­чающих в себя:

· доверительные отношения,

· определенные пози­тивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом,

· активизацию клиента в решении его соб­ственных проблем.

Доминирующими техниками в этой связи дол­жны были стать внушения, убеждения, дискуссии, а также личностные характеристики социального работника: искренность, че­стность, участие.

«Недирективное воздействие», т.е. косвенный метод лечения, состоял в том, что процесс помощи сосредоточивался на окруже­нии клиента, на изменении среды его обитания.

В процессе взаимодействия с социальным работником клиент дол­жен был получить объективную картину своей ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих социальное функционирование.

Вместе с тем в этой книге впервые были обобщены подходы к индивидуальной интервенции, которые состояли из следующих основных этапов:

· получение информации;

· диагноз (исследование состояния социального отклонения);

· прогноз (предположения перспективы улучшения);

· лечение (оказание помощи клиенту).

В индивидуальной работе с клиентом в «Социальных диагно­зах» намечаются отходы от методов моральных убеждений и аль­тернатив и переход к методам воздействия и социально-психоло­гического взаимодействия. Впервые описывается процесс взаимо­действия социального работника и клиента. Процесс предстает как определенная последовательность, процедура, деятельность, подчиненная определенной логике, выражающаяся в системном подходе к клиенту. Впоследствии процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в техноло­гиях социальной работы.

Принципы индивидуального подхода, разработанные М. Рич­монд, получают рекомендации Христианского общественного союза для работы не только с иммигрантами, лицами девиантного поведения, но и для клиентов «с различными культурными и жизненными стилями». Разработанные принципы начинают при­меняться в работах с группами и в сообществе.

«Социальные диагнозы» стали научным и логическим подходом социального научного исследования, что в свою очередь послужи­ло началом новой эры развития индивидуальной социальной рабо­ты.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Лидерство как пограничная роль
Каким образом представлено лидерство в организации? Опираясь на платформу теории систем, М. Мэмфорд формулирует альтернативное понимание организационного лидерства. Каждая социальная система, в том числе и организация, с его точки зрения, ...

Идея, методика и ход исследования
В основе нашего исследования лежит идея о том, что взаимоотношения лидера и руководителя более тесные, чем руководителя и других членов группы. Тесные взаимоотношения означают, что стороны оценивают их как позитивные, глубокие, выражают ...

Гендерные особенности межэтнической толерантности студентов вуза
Необходимым условием успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть, принятие инаковости партнера по взаимодействию. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отнош ...