Анализ полученных результатов

Страница 7

Рассмотрев особенности манипуляций, производимых детьми с пред­метам разной формы, мы обнаружили преобладание специфических мани­пуляций (76,2% от общего числа манипуляций) над неспецифическими (23,8%о). Отмечалось также явное преобладание фиксированного взгляда над нефиксированным (60,6% и 39,4% соответственно).

При предъявлении предметов, различающихся по величине, среди ори­ентировочно-исследовательских действий наибольшее число раз дети применили захват (31,3% от общего числа), рассматривание (21,3%) и

наложение (16,3%). Именно эти действия, в целом, позволили установить различие предметов по величине.

Другая группа действий - поворачивание (8,9%), сжимание и надавли­вание (по 6,3%), поглаживание (5%), способствовали получению информа­ции о свойствах материала, из которого были изготовлены игрушки.

Действия обследования частей и постукивания были зафиксированы в 2,5% случаев, а действия наложения не встречались ни разу.

Рассматривая характер манипуляций, можно сделать вывод о преоб­ладании манипуляций специфических (60,6%) над неспецифическими (39,4%).

Таким образом, при предъявлении детям дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью предметов, отличающих­ся по одному признаку (цвету, форме, величине), наибольшее количество реакций получено на цветовые отличия. Именно этот признак вызвал наибольшее количество эмоциональных и речевых реакций. Форма предметов провоцировала наибольшее количество познавательных реак­ций, преимущественно ориентировочно-исследовательских действий. Од­нако, при действиях с предметами, которые отличаются по одному вне­шнему признаку, дети совершают преимущественно одинаковые ориен­тировочно-исследовательские действия (захват, рассматривание, повора­чивание), которые не позволяют им выяснить особенности и свойства предметов, специфику отличий каждой пары, а лишь способствуют общему ознакомлению с ними.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Другое по теме: