R - суммарное количество познавательных, эмоциональных и речевых реакций: R=Rр+Rе+Rv;
R1=129+28+47=204; R2= 13 4+3 0+12= 176,
где Rр - общее количество познавательных реакций
Rе - общее количество эмоциональных реакций
Rv - общее количество речевых реакций
R1 - реакции при выполнении заданий с незвучащей игрушкой
R2 - реакции при выполнении заданий со звучащей игрушкой
Мn - средняя арифметическая, где Мnр от Re
Мne от Re
Мпv от Rv
Мn1=204:28=7,3
Мn2=176:28=6,3 , где Мn1 - среднее число реакций каждого ребенка в задании с незвучащей игрушкой;
Мn2 - среднее число реакций каждого ребенка при выполнении задания со звучащей игрушкой.
При выполнении первого задания фиксировались реакции ребенка на предъявляемую погремушку (красный шарик на белой ручке). Задания были построены таким образом, чтобы практически исключить отказ от выполнения, а в случае невозможности или нежелания самостоятельно действовать с игрушкой предусмотрены варианты «пассивных действий» (с помощью педагога), что способствовало возникновению хотя бы самых элементарных реакций.
Следует отметить, что все испытуемые проявили большую или меньшую степень активности при предъявлении игрушки. В первом задании (с незвучащей игрушкой) было зафиксировано 204 реакций. В том числе, познавательные реакции составили 129 (63,2%), эмоциональные реакции - 28 (13,7%), речевые реакции - 47 (23%). Среднее значение реакций составило 7,3. Распределение средних значений по видам реагирования было следующим: среднее количество познавательных реакций 4,6; эмоциональных реакций - 1,0; речевых реакций - 1,7.
Таким образом в первом задании мы наблюдали явное преобладание познавательных реакций над речевыми и эмоциональными. При предъявлении во втором задании такой же по внешнему виду, но озвученной погремушки, мы наблюдали качественное и количественное изменение картины реакций. Так, отмечалось относительное увеличение количества познавательных реакций при действии с озвученной игрушкой -134 (по сравнению с 129 в 1-м задании), а также эмоциональных реакций - 30 (в 1-м задании их было зафиксировано 28).
При этом мы обнаружили резкое сокращение количества речевых реакций: с 47 в 1-м задании до 12 во 2-м. Преимущественно за счет этого сократилось общее количество реакций. Их оказалось всего лишь 176. Вследствие этого среднее значение составило только 6,3 (в предыдущем задании - 7,3).
Данные изменения свидетельствуют, с одной стороны, о некоторой потере интереса детей к повторно предъявляемой игрушке, пусть даже озвученной, снятии элемента новизны (отсюда - сокращение речевых реакций и общего количества реакций), с другой - об изменении характера действий в связи с появлением у игрушки нового качества: увеличении количества познавательных и эмоциональных реакций с преобладанием первых.
Таким образом, установлено, что введение дополнительной характеристики предмета приводит к изменению реакций детей дошкольного возраста с глубоким нарушением интеллекта. Данные об особенностях и характере познавательных реакций детей при действиях с игрушками, отличающимися озвученностью представлены в таблице 3.2 и таблице 3.3.
Таблица 3.2
Виды познавательных реакций при действии с предметами различающимися озвученностью
Виды реакций характеристика предмета |
Ориентировочно-исследовательские действия |
Манипуляции |
Зрительные реакции | |||
количество |
%от Rр |
количество |
% от Rр |
количество |
%от Rр | |
не звучащая игрушка (Кр1=129) |
79 |
61,2 |
23 |
17,8 |
28 |
21,7 |
звучащая игрушка (Кр2=134) |
67 |
50 |
39 |
29,1 |
26 |
20,9 |
Другое по теме:
Замещение.
Замещение – это механизм психологической защиты от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного на доступный объект или замена неприемлемого действия – приемлемым. За счет такого переноса происходит разрядка ...
Несколько версий любви с первого взгляда
Многие из нас, перебирая в памяти свои "судьбоносные встречи", могут вспомнить, что уже в первый миг такой встречи возникло смутное предчувствие: "К этому человеку меня тянет". Какая-то неведомая сила тянула именно к н ...
Теории поведения личности.
Личность — понятие, отражающее общие и уникальные характеристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за согласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоста ...
Меню сайта