Горнорабочие и рабочие других профессий по добыче полезных ископаемых подземным и открытым способами добывают полезные ископаемые из подземных или открытых шахт, каменоломен, карьеров. Обязанности, выполняемые рабочими данной базовой группы, включают:
- добычу угля, руд и других твердых минералов, гранита, известняка, сланца, камня, глины, гравия, песка и других строительных материалов;
- подгонку и установку деревянных или металлических опор в шахтах и рудниках;
- наладку и управление машинами и механизмами по бурению шурфов в забое, закладке взрывчатки и добыче полезных ископаемых;
- выполнение других родственных по содержанию обязанностей.
Примеры профессий, отнесенных к данной базовой группе:
§ Горнорабочий
§ Горнорабочий подземный
§ Горнорабочий очистного забоя
§ Крепильщик
§ Проходчик
Труд в подземных выработках сопровождается:
§ длительными передвижениями и выполнением трудовых операций в вынужденных позах (согнувшись, в приседе, на коленях, лежа);
§ солнечным голоданием и кислородной недостаточностью;
§ повышенным сопротивлением дыханию, загазованностью воздуха;
§ низкой освещенностью;
§ вибрациями;
§ большим объемом различной информации (звуковой, световой и др.).
Утомление вызывается по преимуществу физической тяжестью труда и его нервной напряженностью, а также дискомфортностью условий – запыленностью, повышенной влажностью и температурой воздуха. Такой характер труда требует от рабочего в подземных выработках высокого уровня общей и специальной физической подготовки [50].
Достижения научно-технической революции коренным образом изменили условия труда шахтеров. Добывающая техника и транспорт значительно уменьшили физическую тяжесть его труда, частично удалось ликвидировать дискомфортные условия пребывания под землей. В работе специалистов среднего звена, вынужденных находиться в подземных выработках, физическая тяжесть труда также значительно сократилась при возросшей нервно-психической напряженности.
Особенностью труда подземных рабочих являются экстремальные и вредные условия труда. В экстремальных условиях, характеризующихся измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов: монотония, измененные пространственная и временная структуры, ограничения личностно-значимой информации, одиночество, групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность и др.) и угроза для жизни.
Вредные условия труда характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или на его потомство. Вредные производственные факторы – это факторы среды и трудового процесса, которые могут вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства. Наличие факторов трудового процесса, характеризующих тяжесть физического труда в объеме, превышающем допустимые физические нагрузки, позволяет говорить о тяжелом физическом труде. В исследовании принимали участие наземные работники горнодобывающей промышленности, в частности работники управленческого аппарата. Охарактеризуем особенности их профессиональной деятельности.
Другое по теме:
Процесс учения и его психологические особенности
Учение целесообразно рассматривать как активную деятельность школьников по усвоению знаний, способов их самостоятельного приобретения.
Полноценное учение невозможно, далее, без активных учебных действий - способов, приемов учебной работы ...
Психологические исследования личностных особенностей людей, способных к
генерации юмора
В психологической науке исследователями велась разработка тестов на генерацию юмора для изучения индивидуальных различий в способности создавать или генерировать юмор. Однако большинство из них было предназначено для использования в индив ...
Мотивация
учебной деятельности и ее развитие
Итак, выше была рассмотрена потребностно-мотивационная сфера личности и поведение, деятельность в целом. Анализ вышеизложенного делает очевидным истинность утверждения о том, что одной из основ эффективного обучения школьников является из ...
Меню сайта