Заключение

В данной курсовой работе «Мотивация приобретения молодёжью высшего образования» мы изучили основные мотивы, которыми руководствуется нынешняя молодёжь, когда решает приобрести высшее образование.

Одной из наших задач было рассмотрение понятий «профессия» и «высшее образование».

Под понятием «профессия» мы подразумевали приобретённый в процессе обучения и воспитания, ориентированный на общественное разделение труда комплекс систематических знаний, умений и навыков, способностей и убеждений человека, являющийся предпосылкой к выполнению квалифицированного труда в материальном и нематериальном производстве. Под понятием «высшее образование» - уровень образования, получаемый на базе среднего в высших учебных заведениях и подтверждаемый официально признанными документами (дипломами, сертификатами и т.д.).

Следующей нашей задачей была задача раскрыть особенности юношеского периода как периода выбора профессии и рассмотреть взгляды разных авторов на мотивы поступления вуз. Мы выяснили, что для юности характерны три основных варианта жизненного пути: обучение в вузе, поиски работы и для юношей служба в армии. Выбор этого пути осложняется кризисом 17 (15) лет и зависит от направленности личности. Взгляды разных авторов на мотивы поступления в вуз действительно различны. Каждый автор предлагает свою классификацию данных мотивов. Тем не менее, у всех авторов прослеживаются три основные линии мотивации поступления в вуз: познавательная, профессиональная и прагматическая.

Самой важной нашей задачей было проведение экспериментального исследования. При использовании первой методики «Изучение мотивации обучения в вузе» мы получили следующее распределение мотивов по шкалам:

Шкала «Приобретение знаний» - 18 человек, что составляет 36% испытуемых.

Шкала «Овладение профессией» - 8 человек, что составляет 16% испытуемых.

Шкала «Получение диплома» - 21 человек, что составляет 42% испытуемых.

Для троих человек (6% испытуемых) количество баллов, набранных по шкалам «Овладение профессией» и «Приобретение знаний», одинаково.

Преобладает же по результатам данной методики мотив «Получение диплома».

При использовании второй методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» мы выявили, что доминирующим в системе мотивов в группе испытуемых является мотив №1 – «Стать высококвалифицированным специалистом». Этот мотив выбрали 44 студента.

Однако проведя качественный анализ не только для группы в целом, но и для всех студентов по отдельности, мы обнаружили, что этот мотив многие студенты выбирали параллельно с мотивом «Получить диплом», что свидетельствует о неосознаваемости смысла обучения. Этот факт, а также то, что мотив получения диплома и в первой, и во второй методике выбрали одинаковое количество студентов, позволяет нам сделать вывод о том, что ведущим мотивом приобретения образования в данной выборке испытуемых является, как это ни печально, мотив получения диплома.

Таким образом, поставленная нами гипотеза о том, что основными мотивами приобретения молодёжью высшего образования являются мотивы овладения профессией, получения знаний, а не мотив получения диплома, не получила своего подтверждения. Также мы выявили проблему того, что даже на втором курсе наблюдается некоторая неосознаваемость многими студентами смысла своего обучения в вузе. Мы считаем, что в связи с этим фактом возможно проведение исследования на выборке ещё большего объёма и на разных курсах: втором, третьем, и, возможно, даже на четвёртом.

Другое по теме:

Виды и формы межличностного взаимодействия подростков в классном коллективе
1.Межличностными называются сугубо личные отношения и связи между отдельными членами группы, независимо от условий и характера их совместной деятельности. В основе таких отношений лежат эмоциональные переживания, которые один член группы, ...

Методы защиты от стресса
Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию стресса, т. е. стресс. Эта корявая фраза означает, что стресс либо достаточно долго продолжается, либо возникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести к истощению адап ...

Основание классификации мотивации
Общее системное представление мотивационной сферы человека позволяет исследователям классифицировать мотивы. Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям. В качес ...