Рефлекторный характер речевой деятельности.

Психологические материалы » Мозговая регуляция речи » Рефлекторный характер речевой деятельности.

Страница 1

Давно уже доказано экспериментально, что если человеку предложить мысленно представить себе какой-нибудь двигательный акт, тотчас же меняется функциональное состояние соответствующих мышц, их кровенаполнение, а нередко появляются и еле уловимые элементы этого акта. Нечто подобное происходит и в том случае, когда человек мысленно, т.е. про себя, произносит слова. Хотя в данном случае эфферентные импульсы и не влекут за собой слышимого слова, однако они вызывают как бы зачаточные движения в орган речи. Нередко в процессе размышления, очевидно под влиянием усиления эфферентных импульсов, работа органов речи становится ощутимой: можно обнаружить легкое движение языка, шевеление губ, а иногда дело доходит и до произношения слов. С физиологической точки зрения акт мышления, даже если он не сопровождается произношением слов, представляет собой сложный цепной рефлекс: эфферентные импульсы, поступающие в орган речи, вызывают в них те или иные изменения, что тотчас же приводит к ответным афферентным сигналам, которые поступая в соответствующие участки коры больших полушарий, продолжают новые эфферентные импульсы.

Речевые сигналы лежат в основе особого принципа, особой формы отражения действительности. Они могут не только заменять непосредственные сигналы, но и обобщать их, выделять и абстрагировать отдельные признаки и качества предметов и явлений, устанавливать их связи и взаимозависимость, а также процессы их становления и изменения. Именно эта система сигналов определяет важнейшие особенности высшей нервной деятельности человека и делает возможным «специально человеческое, высшее мышление» (Павлов), приводящее к безграничной ориентировки в окружающем мире, к развитию науки и ее практического отображения – техники.

В период становления человека вторая сигнальная система, т.е. система речевых сигналов, сложившейся на основе первой сигнальной системы в процессе общественно-трудовой деятельности и стала самым постоянным регулятором в жизненных отношениях.

Высшую нервную деятельность человека нельзя рассматривать, как состоящую из двух частей – животной (первосигнальной) и человеческой (второсигнальной).

Высшая нервная деятельность человека едина.

Не существует специфических речевых рецепторов, на которые действовали бы только второсигнальные (речевые) раздражители

С середины первого года жизни у ребенка появляются условные рефлексы на речевые раздражители.

В силу подражательного рефлекса, ярко выраженного уже в первые месяцы жизни, ребенок начинает повторять мышечные движения окружающих и звуки их речи. Появляются первые речевые шумы – глоточные, гортанные и т.д. Каждый произносимый ребенком звук вызывает у него афферентные импульсы, как от органа слуха, так и от органов речи. Эти импульсы достигают коры, становятся сигналами, приобретающими важнейшее значение в установлении речевых условных связей.

Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им фонемы или их комбинации приобретают значение условных раздражителей, становясь такими же сигналами непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими.

Возможность использования словарного состава и грамматического строя речи для построения новых фраз объясняется резким увеличением количества условных связей, лежащих в основе речевой функции мозга. Именно богатство речевых условных связей, всегда взаимодействующих между собой, создает возможность неограниченного образования все новых и новых их комбинаций. Хотя речевые стереотипы (например, стандартные, заученные обороты речи) сохраняют свое значение в течение всей жизни человека, однако наряду со словарным составом языка они служат лишь материалом для построения осмысленной речи.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Последствия криминального поведения подростков
Последствия криминального поведения это как правило совершение преступлений и расплата за них. За последние годы преступность несовершеннолетних в нашей стране существенно возросла. Так, в Киеве, как одном из наиболее сложных по состояни ...

Причины возникновения стресса
Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ре ...

Внимание и самоконтроль
Важнейшим отличием внимания является его избирательный, направленный характер. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих пр ...