Русский путь в науке о поведении

Страница 8

Идея о том, что общение человека с миром не является прямым и непосредственным (как на биологическом уровне), но совершается не иначе как посредством его реальных действий с объектами этого мира, изменяла всю систему прежних взглядов на сознание. Его зависимость от этих предметных действий, а не от внешних предметов самих по себе, становится важнейшей проблемой психологии./5,68/

Основу связей субъекта с объективным миром составляет деятельность человека, который, изменяя мир, изменяется сам. Исходя из этого положения, С.Л. Рубинштейн разработал принцип единства воздействия и изучения, согласно которому психология раскрывает свои тайны в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий./42,384/

На основе принципа единства сознания и деятельности С. Л. Рубинштейн провел большой цикл экспериментальных исследований, касающихся, в частности, проблемы детерминации психических явлений, в связи с чем им была разработана концепция, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий, которые в свою очередь формируются в процессе взаимодействия человека с миром.

Теорию, согласно которой все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развивал и Алексей Николаевич Леонтьев, предложивший схему организации деятельности и ее преобразования на различных уровнях, в том числе в истории человеческого общества и в индивидуальном развитии человека.

А.Н. Леонтьев подчеркивал, что деятельность - это особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь. Они образуют систему. Различие между деятельностью и действием он пояснял на следующем примере, взятом из истории деятельности людей в первобытном обществе. Участник первобытной коллективной охоты в качестве загонщика спугивает дичь, чтобы направить ее к другим охотникам, которые скрываются в засаде. Мотивом его деятельности служит потребность в пище. Удовлетворяет же он эту потребность, отгоняя добычу. Из этого следует, что деятельность определяется по мотиву, тогда как действие (спугивание дичи) - по той цели, которая им достигается - ради реализации этого мотива./5,68/

Однако в некоторых случаях возможен так называемый сдвиг мотива на цель действия. Тем самым появится новый мотив, а прежнее действие перейдет в самостоятельную деятельность.

Таким образом, обращение к деятельности как к присущей человеку форме существования позволяет включить в широкий социальный контекст изучение основных психологических категорий (таких, например, как личность, отношение, мотив, действие, образ), образующих внутренне связанную систему.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Другое по теме: