Русский путь в науке о поведении

Страница 6

Уточняя сказанное, необходимо заметить, что под доминантой А.А.Ухтомский понимал системное образование, называемое им органом, однако под этим названием понималось не морфологическое образование, а всякое сочетание сил, которое может привести при прочих равных условиях к одним результатам. Поэтому каждая реакция организма определяется характером взаимодействия корковых и подкорковых центров, актуальными потребностями организма и историей организма как целостной системы. Тем самым А.А.Ухтомский утверждал системный подход к взаимодействию, который противопоставлялся воззрению на мозг как на комплекс рефлекторных дуг.

Таким образом, под доминантой понимался господствующий очаг возбуждения, который, с одной стороны, накапливает импульсы, идущие в нервную систему, а с другой - одновременно подавляет активность других центров, которые как бы отдают свою энергию господствующему центру, то есть доминанте. При этом активно работающий организм, согласно Ухтомскому, вбирает в себя энергию из среды, поэтому активность организма (на уровне человека - его труд) усиливает энергетический потенциал доминанты.

В психологическом плане доминанта является не чем иным, как мотивационным потенциалом поведения. Активное, устремленное к реальности, а не отрешенное от нее (созерцательное) поведение, так же, как активное (а не реактивное) отношение к среде, выступают как два необходимых аспекта жизнедеятельности организма./42,367/

Необходимо отметить, что, изучая психофизиологию рабочих процессов, А.А.Ухтомский сделал вывод о том, что нервно-психическая активность достигает высокого уровня не только при мышечных формах поведения, но и тогда, когда организм по видимости относится к среде созерцательно. Эту концепцию А.А.Ухтомский назвал «оперативным покоем», иллюстрируя его множеством примеров. Таким образом, организм человека в состоянии покоя удерживает неподвижность с целью детального распознавания окружающей среды и адекватной реакции на происходящее.

Для доминанты также характерна инертность, т.е. склонность поддерживаться и повторяться, когда внешняя среда изменилась и раздражители, некогда вызывавшие эту доминанту, более не действуют. Инертность нарушает нормальную регуляцию поведения, она становится источником навязчивых образов, но она же выступает в качестве организующего начала интеллектуальной активности. Следы прежней жизнедеятельности могут существовать одновременно в виде множества потенциальных доминант. При недостаточной согласованности между собой они могут привести к конфликту реакций. В этом случае доминанта играет роль организатора и подкрепителя патологического процесса./42, 368/

Таким образом, механизм доминанты состоит из трех стадий: укрепление имеющейся доминанты, выделение только тех раздражителей, которые являются биологически интересными для организма, установление адекватной связи между доминантой и комплексом внешних раздражителей. При этом эмоциональные переживания способствуют наиболее прочному закреплению доминанты в нервных центрах.

Важно отметить, что, по мнению А.А.Ухтомского, истинно человеческая мотивация имеет социальную природу и наиболее ярко выражается в доминанте «на лицо другого». Это одна из самых труднодостижимых доминант, которую человек призван воспитывать в себе. «Только в меру того, насколько каждый из нас преодолевает самого себя и свой индивидуализм, самоупор на себя, ему открывается лицо другого»,- писал он.

Подводя итоги, можно сказать, что идеи, развитые А.А.Ухтомским, связывают в единый узел психологию мотивации, общения и личности. Его концепция широко используется в таких современных науках, как психология, медицина, педагогика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Иерархия потребностей Маслоу
Иерархия мотивов Маслоу известна во многих областях знаний. Этот подход к мотивации основан на четырех предпосылках: Все человеческие существа приобретают одинаковый набор мотивов в силу генетической наследственности и социального взаимо ...

Мотивация: сущность и виды
Мотивация — одно из ключевых психологических понятий, объясняющих истоки активности личности. Мотивация находит свое выражение в побуждении человека к действию, в мобилизации его внутренней энергии, в направленности его действий и поступк ...

Понятие общения в психолого-педагогической литературе
Общение - это процесс взаимодействия двух лиц и более, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельн ...