Развитие отношения, определяющих становление личностного новообразования периода кризиса трех лет

Психологические материалы » Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка » Развитие отношения, определяющих становление личностного новообразования периода кризиса трех лет

Страница 1

Уже говорилось, что исходным для нас было представление о становлении личностного новообразования, как появления у детей нового видения мира. Экспериментально было установлено, что на первом году жизни развивается своеобразное отношение ребенка к себе. Оно складывается главным образом в ходе общения с взрослыми, вполне адекватно и непосредственно отражая те чувства любви, заботы, безусловного принятия личности, которые исходят от окружающих и адресованы младенцу. Как следствие этого у малыша формируется эмоционально-положительное самоощущение переживание своей значимости для окружающих. Такое отношение ребенка к себе авторы называют общей самооценкой. Однако роль опыта предметно-манипулятивной деятельности в развитии образа себя еще весьма незначительна. Хотя младенец и переживает результат своих действий - он его радует или огорчает,— но это переживание не носит характера "успеха" или "неуспеха" в психологическом значении этих терминов на личностном уровне. Напротив, ребенок - дошкольник способен переживать результат своих действий как личностно значимый: достигнутым он гордится, a неудача способна уязвить его. Отношение к себе, образ себя начинает все более корректироваться опытом самостоятельной деятельности, а к концу дошкольного возраста самооценка становится самостоятельным мотивом поведения.

Сопоставляя то, что известно о младенчестве и дошкольном возрасте, мы предположили, что в раннем возрасте непосредственное, эмоциональное отношение взрослого к ребенку, характерное для младенческого периода, начинает усложняться за счет требований, предъявляемых взрослым к достижениям малыша в предметной сфере, на фоне и при сохранении прежних форм отношений. Такая практика, отражаясь в детском образе самого себя, в свою очередь изменяет его. У детей раннего возраста складывается, дифференцируясь от общей самооценки, отношение к себе, основанное на своих реальных достижениях, т. е. на основе конкретной самооценки. Иными словами, дифференциация отношений взрослого к ребенку — непосредственных и опосредствованных в форме оценки конкретного достижения — приводит к дифференциации самооценки ребенка на общую и опосредствованную достижением процессов, которые совершаются в раннем детстве по линии развития отношения ребенка к себе. Эксперимент строился таким образом, что в первой и последней его фазах экспериментатор выражал ребенку общее доброжелательное и заинтересованное отношение. В промежуточных фазах, рассматривая вместе с ребенком картинки, он спрашивал о названии изображенных на них предметов, животных и растений. Если ребенок называл правильно, ответ оценивался: "Хорошо, ты знаешь это", в противном случае — "Плохо, ты не знаешь этого". Каждый ребенок встречался с экспериментатором несколько раз в двух различных ситуациях. В одной из них отмечались и соответственно оценивались только удачные ответы, в другой только неудачные, за них малыш получал отрицательную оценку.

По комплексу устойчивых различий в поведении детей в 1 и 2ой экспериментальных ситуациях, а также при их смене мы судили о дифференциации общего отношения ребенка к себе и конкретного, основанного на его реальном достижении при решении задачи. В опытах участвовали 30 детей 2—3 лет; фиксировались ориентировочные, двигательные, эмоциональные, и речевые компонент поведения.

Обнаружилось, что дети 2—2,5 лет своеобразно воспринимали оценки экспериментатора: и в случае отрицательной оценки, и в случае положительной происходили однонаправленные изменения, дети реагировали сходно и, что особенно важно, в положительном эмоциональном диапазоне. Различие же проявилось в том, что при положительных оценках количественная выраженность всех компонентов поведения была выше и интенсивнее возрастала, чем при отрицательных оценках. Полученные данные позволили заключить, что в сознании ребенка 2—2,5 лет отношение взрослых к его достижениям еще не выделилось как самостоятельное, погружено в контекст общих отношений между ними, которые, будучи окрашены эмоционально положительно, сообщают ту же модальность переживаниям и любой конкретной оценке экспериментатора вне зависимости от ее знака.

С возрастом (2,5—3 года) реакции детей на оценку взрослою приобретают все более устойчивый характер, постепенно обособляясь от контекста, в который они были включены. Это обнаруживается в характере влияния оценки взрослого на деятельность детей. Если у младших отрицательные оценки снижали ее привлекательность и расстраивали активность, а положительные, стимулировали сотрудничество, способствовали развитию детской инициативы, тогда как старшие дети в ответ на отрицательную оценку начинали варьировать средства, направленные на поиск выхода из создавшегося затруднения, сохраняя в целом положительное отношение к самой деятельности и общению с взрослым. Параллельно с этим изменялся характер переживаний детьми событий эксперимента. Они приобретали личностную окраску: неудача уже до оценки взрослого вызывала у старших детей смущение, чувство неловкости, стремление избежать ее, сделать так, чтобы она не была замечена; переживание радости при удаче сопровождалось гаммой других чувств — дети невольно требовали внимания и признания своей удачи окружающими, испытывали чувство гордости, связанное с ней.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Комплекс методик для исследования эмоциональной сферы школьников
Исследованию эмоциональной сферы детей, в отличие от интеллектуальной, посвящено очень мало материала, так как сейчас все больше внимания стали уделять именно интеллектуальному развитию. Поэтому выбор методик достаточно невелик. Для диагн ...

Методические особенности преподавания прикладной психологии
Изучение студентами любой науки подчинено одной цели – научиться подходить к жизненным явлениям, к практическим задачам с научных позиций, т.е. со знанием дела, изученного всесторонне. Применительно к психологии это означает, что студенту ...

Конфликт в организации
Организация является основной ячейкой в социальной структуре современного общества. Социальная жизнь людей протекает в составе тех или иных организаций (производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, общественных и ...