Особенности развития сенсорики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом

Психологические материалы » Методика проведения работы по сенсорному воспитанию в СДУ » Особенности развития сенсорики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом

Страница 1

В работах по специальной психологии умственно отсталых детей, под­черкивается, что основным признаком олигофрении является недоразвитие познавательной стороны деятельности. Недоразвитие и недостатки позна­вательной деятельности проявляются и в сенсорно-перцептивном освоении умственно отсталыми детьми окружающего мира. Психофизиологические исследования выявили ряд особенностей в развитии восприятия детей, имеющих умственную отсталость в степени дебильности. Показано, что патологическая инертность и слабость нервных процессов умственно от­сталых детей выступает основой нарушения эмоционального общения со взрослым на первом году жизни; в этот же период отмечается отсутствие интереса к игрушкам, отсутствие активного хватания (Е.Н.Мастюкова, А.А. Катаева).В результате этого у детей оказывается несформированной зрительно-двигательная координация, отсутствует ориентировка на свойства в действиях с предметами.

Изучение особенностей процесса развития восприятия у детей с ин­теллектуальной недостаточностью второго-третьего года жизни показало отсутствие существенных изменений в развитии восприятия, дети остаются индифферентными к окружающему их предметному миру, не происходит развития сотрудничества со взрослыми, которое остается в зачаточном состоянии. Это приводит к тому, что у умственно отсталых детей этого воз­раста в самостоятельных действиях с предметами чаще всего отсутствует практическая ориентировка, т.е. действия являются хаотическими, либо жестко направляются со стороны взрослого (А.А.Катаева, Э.Кулеша).

В исследованиях показано, что началом становления перцептивных дей­ствий для умственно отсталых детей является дошкольный возраст, поскольку в это время у детей пробуждается интерес к предметам окружа­ющего мира. Так, А.А.Катаева считает пятый год жизни «переломнным в развитии умственно отсталого ребенка»[5], так как именно в этом возрасте формируется выбор предметов по образцу по цвету, форме, вели­чине, то есть восприятие тех свойств предметов окружающего мира, которые основаны на перцептивной ориентировке. Кроме того происходит определенный учет свойств объектов в действии с дидактической иг­рушкой. Однако это проявление лишь некоторой общей тенденции в раз­витии восприятия, а к концу дошкольного возраста, по мнению А.А.Ка­таевой, «лишь немногим более половины умственно отсталых детей дости­гают уровня развития восприятия, с которого нормально развивающиеся дети начинают дошкольный возраст»[6].

Дальнейшие исследования А.А.Катаевой (1980) выявили и такую харак­терную черту восприятия умственно отсталых детей, как способность вы­делять и дифференцировать внешние свойства предметов в тех случаях, когда восприятие является «целью» их деятельности. Если же восприятие становится «средством» для осуществления более широкой деятельности, умственно отсталые дети затрудняются в проведении даже элементарных сенсорных операций. Кроме того, еще в исследованиях Г.В.Цикото (1971) был выявлен тот факт, что при решении задач дифференцировки, иденти­фикации и наглядного обобщения в условиях наиболее мотивированной для детей деятельности (игровой) умственно отсталые дошкольники пользуются примитивными способами решения предлагаемых задач. Следствием этого является большое количество ошибок при выполнении такого рода заданий. Еще большие затруднения выявлены у детей в использовании тех или иных представлений. Лишь к 7-8 годам представления умственно отсталых детей достигают того уровня развития, который оказывается достаточным для решения элементарных наглядно-образных задач. Таким образом, была отмечена необходимость осуществления целенаправленного сенсорного воспитания и выделения специальных задач развития сенсорно-перцептивной сферы в рамках формирования основных видов детской деятельности.

Изучение особенностей сенсорно-перцептивной сферы умственно от­сталых дошкольников выявило заметные нарушения последовательности формирования перцептивной ориентировки: часто в арсенале до­школьников с нарушением интеллекта отсутствуют поисковые пробы, а реализуются манипулятивные действия. Кроме того, от действий хаотичс-ких, неадекватных, умственно отсталые дети зачастую переходят к зри­тельному соотнесению (выбору по образцу). Однако при возникновении за­труднений дети не переходят ни к примериванию, ни к пробам, действия становятся хаотическими, неадекватными, либо вообще прекращаются, что объясняется, в частности, особенностями усвоения умственно отсталыми детьми сенсорного опыта.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Личность - общение и формирование.
В последнии годы ученые, представляющие различные области советской психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вме­сте позволят достаточно исчерпывающе охватить феноменологию, зак ...

Теории происхождения лидерства.
Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась к ...

Качества лидера
Большинство людей, услышав слово "лидерство", связывают его с миром бизнеса. Лидерство следует воспринимать шире. Замечательным лидером может быть не только руководитель компании или менеджер, им может быть и учитель, и исследов ...