Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка

Психологические материалы » Кризис трех лет в онтогенетическом развитии ребенка

В психологии, главным образом детской и возрастной, под онтогенезом[1] понимают отрезок жизни индивида от рождения до наступления зрелости.

Мы рассмотрим первоначальные этапы развития ребенка, период от рождения до трех лет.

Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. А вот следующий этап - психологическое отделение от матери, наступает уже в раннем детстве.

Раннее детство- это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личность. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Некоторые психологи считают серединой психического развития человека, возраст трех лет. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, а вы, уже немного отдохнув от бессонных ночей, начали ощущать всю радость материнства (или отцовства), как вдруг перед вами новое испытание - ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или даже указать на то, что нужно делать.

Приблизительно к трем годам, начинают приобретать человеческие свойства: память, восприятие, воображение и внимание ребенка. Но главное заключается в том, что в данном возрасте ребенок овладевает тем умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает, для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речевое общение с взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств. Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Речь идет о способности понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Благодаря речевому взаимодействию с взрослыми, ребенок из биологического существа, превращается, по своим поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода в личность, появляются личные действия и сознание "Я сам", проявление "Я" ребенка.

Другое по теме:

Основные методы этнопсихологических исследований
Методы этнопсихологических исследований представляют собой достаточно большое количество относительно однородных приемов и способов изучения национально-психологических особенностей людей. Среди них можно выделить как основные, так и допо ...

Модель личности консультанта
Консультирование – это переговоры психолога или психотерапевта и клиента (клиентов) на его языке с целью оптимизации его (их) функционирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект и результат работы консульта ...

Проблемы человеческой индивидуальности
Понятие индивидуальности (от лат. individum - неделимое) в современной психологии представляет системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни его психической организации. В силу сложности психоло ...