Мы видим, что количество тревожных детей значительно снизилось. После проведенной коррекции выявилась следующая картина:
с высокой тревожностью - 2 ребенка, что составляет – 11,0%,
со средним уровнем тревожности - 10 детей – 55,6%,
с низким уровнем тревожности - 6 детей – 33,4%.
Для сравнительного анализа проведено сопоставление показателей на этапах констатирующего и контрольного исследования (
рис. 3)
.
Рисунок 3 – Сравнение результатов анкетирования на этапе констатирующего и контрольного эксперимента (методика Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко)
После итоговой диагностики было проведено индивидуальное консультирование для родителей исследуемых детей (Приложение 6), на которых они ознакомились с полученными результатами.
Работа с родителями тревожного ребенка и другими взрослыми включает и беседу, конспект которой предлагается в приложении 7.
Беседа с родителями проводится с целью расширения их представлений и знаний о возможных причинах появления тревожности и страхов у детей, способах взаимодействия с такими детьми, также были даны рекомендации по снижению эмоциональных комплексов.
Среди обследованных детей выделилась группа дошкольников с повышенным и средним количеством страхов, всего 18 человек, именно эти дети нуждаются в первую очередь в коррекционной помощи.
Замечено также, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны: мальчики более тревожны, чем девочки. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. Девочки боятся так называемых «опасных людей» - пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний.
На этапе формирующего исследования с детьми были проведены коррекционные занятия с использованием рисунков. Применение разнообразных методик позволило решить следующие задачи:
- объективировать негативные тенденции личностного развития ребенка, в общении со сверстниками;
- дать ребенку возможность эмоционально отреагировать чувства и переживания, связанные со страхами;
- сформировать у детей адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях, порождающих страхи;
- развивать способности к осознанию себя и своих возможностей, преодолевать неуверенность в себе;
- формировать способность к произвольной регуляции эмоций;
- предпосылок для преодоления тревожности и страхов.
Предложенная программа коррекции страхов и тревожности детей дошкольного возраста оказалась эффективной, что подтвердили результаты исследования: у более чем 50% детей удалось снизить страхи и тревожность до оптимального уровня. Это доказывает эффективность коррекционной работы в преодолении высокой тревожности и страхов у старших дошкольников.
Наблюдения за детьми показали, что у них:
- значительно снизилась тревожность,
- уменьшилось число страхов,
- произошло принятие себя,
- повысилось качество коммуникации,
- уменьшилось в игровой ситуации агрессия,
- сформировалась дифференциация своих чувств,
- проявилась активность и самостоятельность пассивных детей.
Таким образом, вышеизложенные результаты свидетельствуют о подтверждении гипотезы о том, что произойдет снижение страхов, тревожности, агрессии у детей дошкольного возраста при создании условий направленных на их снижение через рисование.
Другое по теме:
Психокоррекция межличностных отношений в трудовом коллективе с помощью
социально-психологического тренинга
Социально-психологический тренинг (от англ. training – воспитание, обучение, подготовка) является одним из средств коррекции, которыми обладает социальная психология. В.П. Пугачев [37 стр. 116] так определяет тренинг: «Тренинг представляе ...
Понятие и сущность возрастных кризисов
Кризис, от греческого krineo, буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой — «возможность». Таким образом, слово «кризис» несет в себе о ...
Значение и структура педагогической психологии
Объект педагогической психологии – человек.
Предмет – механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком в образовательном процессе.
Педагогическая психология изучает процесс учения: его структуру, характеристики, зако ...
Меню сайта