Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Психологические материалы » Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. В результате во многих случаях можно говорить не об одной эмоции страха или тревожности, а о целом их комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно.

Мы с детства сталкиваемся с тем, что страх и тревожность являются наиболее опасными из всех эмоций. Обширные области исследования, посвящённые страху и тревожности, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этих важных эмоций. Литературы по данной проблеме разработано немного, но она свидетельствует о том, что изучение страхов и тревожности у дошкольников и учащихся младших классов весьма актуальна.

Актуальность темы определяется и широкой распространенностью эмоциональных комплексов, среди дошкольников и младших школьников. Они являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств. В связи с этим в настоящее время психологами и терапевтами используются самые разнообразные методы коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является рисование.

Многое в современном мире подавляет потребность ребенка в творчестве. Долгие часы пред телевизором, виртуальный мир компьютера, особенно враждебны для творчества. Это не делает детей счастливыми. Одобрение творческого выражения, необходимо сегодня более чем когда-либо раньше.

Изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни ребенка. Она выступает важнейшим инструментом коммуникации ребенка, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром.

Значение и ценность графического выражения в диагностике и лечении эмоциональных расстройств сейчас признается большинством психотерапевтов.

Именно через рисунок ребенка, можно, осуществить не только диагностику актуальных эмоциональных проблем, личностного характера, но и довольно успешно проводить их коррекцию. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения.

Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе рисования - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, дают возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности.

К сожалению работы посвященные использованию именно рисования в качестве коррекционного метода эмоциональных комплексов в психологической литературе встречаются редко, что указывает на не разработанность данной тематики и необходимость дальнейшего изучения.

Объект исследования: эмоциональные комплексы.

Предмет исследования: коррекция эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Подбор и изучение литературы по теме исследования.

2. Изучить особенности эмоциональных комплексов у детей дошкольного возраста.

- изучить рисование как метод коррекции эмоциональных комплексов;

- подбор методик, определение группы – диагностика.

3. Провести коррекцию детей с эмоциональными комплексами в ДОУ и в школе.

Гипотеза: использование рисунков в коррекционных целях позволит уменьшить и снизить переживания страхов, тревожности и агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- экспериментальные методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;

- статистические методы, предполагающие качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

В качестве конкретных методик

выявления эмоциональных комплексов

выступили: анкетирование, графическая методика «Кактус», тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена и наблюдение.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанного комплекса психокоррекционных занятий в работе педагогов-психологов дошкольных учреждений; разработке рекомендаций для родителей.

Исследование проводилось на базе ДОУ №16 «Колокольчик» г.Зеленогорска. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 43 источников и приложений. Общий объем работы составляет 62 страницы.

Другое по теме: