В основе различных форм стихийного массового поведения лежит особая психология.
Субъектом стихийного массового поведения может быть любая, достаточно многочисленная группа людей, выделяющих себя по какому-либо признаку и осознающих свое единство в реализации совместных действий.
Публика — это большая группа людей, формирующаяся на основе общих интересов, не имеющая внутренней организации, эмоциональное состояние которой допускает рациональное осмысление и обсуждение ситуации. В основе формирования публики лежит наличие общего объекта внимания — популярной личности, уличного происшествия, зрелищных мероприятий в театре или на стадионе, митинга, демонстрации и т.п.
Масса — это совокупность индивидов, составляющих многочисленную, аморфную группу людей, не имеющих в большинстве прямых контактов между собой, но связанных общим и постоянным интересом.
|
|
Рис. 1. Признаки стихийного массового поведения
1.2 Толпа
Самым сложным и самым важным субъектом стихийного массового поведения является толпа. Это контактная, внешне неорганизованная общность людей, отличающаяся высокой степенью конформизма ее членов, действующая крайне эмоционально и единодушно.
Как наиболее яркое выражение стихийного массового поведения, толпа — это крайне сложный объект для изучения и управления. Это связано с тем, что она может быстро переходить из одного состояния в другое, следовательно, меняется состояние и поведение людей (рис. 2).
Случайная толпа — скопление людей, желающих получить информацию о событиях или явлениях, очевидцами которых они стали по случайному стечению обстоятельств.
Рис. 2. Виды толпы.
Основной контингент, составляющий случайную толпу, — лица, испытывающие острую потребность в острых впечатлениях. Как правило, случайная толпа формируется при всевозможных уличных происшествиях, дорожных авариях, пожарах, появлении необычных машин и механизмов, людей с непривычным внешним видом или поведением. Случайная толпа (толпа зевак) по своим характеристикам во многом напоминает публику и также способна быстро переходить в другие, более опасные виды толпы.
Экспрессивная толпа — группа людей, совместно выражающая чувство радости, скорби, гнева или протеста.
На форму проявления чувства, характер экспрессии оказывают влияние как сами события и явления, послужившие поводом, так и стереотипы поведения, правила и традиции, характерные для данной социальной среды, ее этнокультурные, профессиональные и другие особенности.
Для экспрессивной толпы характерно высокое эмоциональное напряжение, но сама толпа сравнительно легко поддается управлению. В своем поведении она подчиняется определенному ритму, который может задаваться песней, маршем, скандированием лозунгов и т.п. Этот ритм может возникать как спонтанно благодаря самодеятельности самих участников толпы, так и внедряться с помощью громкоговорящих установок и т.д. Более сложная разновидность толпы (с точки зрения поддержания общественного порядка) — конвенциональная толпа, представляющая собой группу людей, поведение которых укладывается в какие-то принятые для данной ситуации нормы, но далеко выходит за рамки обычного поведения.
Наиболее сложный и опасный для общественного порядка вид толпы — действующая. Это контактная общность людей, осуществляющая активные действия относительно определенного объекта (рис. 3). Индивиды, составляющие данную сущность, связаны определенной целью и стремятся к ее достижению на основе совместных действий.
Другое по теме:
Метод тестирования
Отдавая должное возможностям наблюдения, особенно в деятельности учителя, следует иметь в виду, что на протяжении уже многих десятилетий в международном опыте наиболее цивилизованных стран широко и эффективно использовалось тестирование. ...
Характеристики манипуляции как метода воздействия на партнёра
· Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество);
· Манипуляции имеют скрытый характер воздействия (попытка манипулирования лишь тогда будет успешной, когда факт воздействия адресатом не осоз ...
Прогнозирование готовности к школе
При этом имеет место прямое соотношение: чем больше время дошкольного образования, тем лучше результаты. В России ситуация иная. Было выявлено, что дети, которые посещали детские сады менее одного года, показывают худшие образовательные р ...



Меню сайта