Условия развития образной памяти на уроках литературного чтения в младшем школьном возрасте

Психологические материалы » Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения » Условия развития образной памяти на уроках литературного чтения в младшем школьном возрасте

Страница 5

II. Пересказ своими словами.

Очень важно научить детей пересказу своими словами и особенно творческому пересказу. Пересказывая своими словами, ребенок учится не только правильно говорить, но и тренирует свою образную память. Лучше всего начинать обучение пересказу своими словами с первого класса. Эффективным видом работы является пересказ от первого или третьего лица (творческий пересказ). Он является более сложным, но и более интересным, развивает образную память, воображение и является средством передачи описанных в рассказе событий от имени одного из действующих лиц[1,93-126].

III. Говоря о развитии образной памяти, не следует забывать и о самом первом, букварном, периоде обучения на уроках чтения. Практика показала, что часто трудности чтения и письма у детей связана с плохим запоминанием букв.

Методист Левин А.В. предлагает специальные задания, способствующие запоминанию букв, которые можно использовать на уроках чтения:

1. Задания на восстановление буквы или букв по данным элементам. Можно использовать полубуквы, или отдельные элементы букв. Так, по овалу – О – дети могут сначала составить буквы а, о, позже к ним добавятся в, б, д, ю, наконец ф. Задания могут быть усложнены за счет введения дополнительных условий. Например, назвать буквы, обозначающие гласные или согласные (звонкие, глухие) звуки, в которые входит элемент ( .). В этом случае ученики, перебирая в голове буквы алфавита, которые они изучили, осуществляют их синтез по данному элементу и одновременно анализируют в соответствии с дополнительным условием. В качестве помощи при составлении букв, сделанных из картона.

2. Задания на вычленение букв из других букв или рисунков. Например, какие буквы спрятались в буквах Б и Ж, какие буквы спрятались в рисунке.

3. Выкладывание букв пластилином на бумажной основе; конструирование букв из картонных элементов, из проволоки.

4. Укладывание букв на ощупь (например, букв из магнитной азбуки).

5. Работа с алфавитом. Алфавит напечатан или выписан в виде табличек с различным количеством строк и букв в строке:

а б в г д е ё ж

з и й к л м н о

п р с т у ф х ц

ч ш щ ъ ы ь э ю я

а б в г д е ё

ж з и й к л м

н о п р с т у

ф х ц ч ш щ ъ

ы ь э ю я

а б в г д

е ё ж з и

й к л м н

о п р с т

у ф х ц ч

ш щ ъ ы ь

э ю я

Замеряется скорость называния учеником букв выборочно по строчкам; затем и по столбцам.

6. Привлечение для работы с изучаемым звуком близкого детям словаря: слышится ли этот звук в их именах, фамилиях, в названиях улиц, где они живут, в номере их дома, этажа, квартиры.

7. Использование игр “Умный телефон”, “Азбука” и другие.

8. Диктанты букв или слогов.

Таким образом, по мнению Левина А.В., организуя деятельность учащихся на уроке чтения, учитель получает возможность не только сделать урок интересным, но и оказать существенную помощь в учебе[14, 23, 27-38].

Мнемические приемы, правильно использованные учащимися, помогают существенно сократить время приготовления домашних заданий, но только тогда, когда будут созданы хорошие условия для запоминания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме: