Условия развития образной памяти на уроках литературного чтения в младшем школьном возрасте

Психологические материалы » Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения » Условия развития образной памяти на уроках литературного чтения в младшем школьном возрасте

Страница 1

Одним из важнейших предметов в младшей школе является чтение (литература). Когда ребенок приходит в первый класс, одной из самых сложных задач для него является овладение быстрым, выразительным чтением. Сначала дети учатся читать, осваивая азбуку, затем отрабатывают технику чтения. Именно на уроках чтения дети сталкиваются наиболее часто с текстом и со стихами. И, на наш взгляд, именно по этой причине уроки чтения наиболее всего подходят для развития образной памяти, умения работать с текстом и обучения мнемическим приемам. Кроме того, живое слово русской поэзии и художественной литературы позволит осуществить данный процесс легко, непринужденно и уроки литературы станут не только более интересными, но и более полезными, так как развитие образной памяти и обучение правильной работе с текстом очень пригодится в дальнейшем. Ляудис В.Я. приводит слова Фрэнсиса Бэкона, который говорил: “Одни книги мы вкушаем, другие проглатываем и лишь очень немногие дегустируем и усваиваем”. Исследования, проведенные в институте Карнеги – Мелиона показали, что разница в школьных успехах учеников зависит не столько от показателя их IQ, сколько от стратегии обучения. Манера прочтения существенно влияет на то, какая доля материала будет усвоена. Именно поэтому так важны педагогика и искусство преподавания. Переход от теории к практике и освоение на опыте полученных знаний делает обучение более эффективным. Ляудис В.Я. рекомендует вместе с учениками поразмышлять над фактами и данными и понять их суть, вместо того, чтобы их аккумулировать, что будет гораздо лучше. Современные исследования показали, что гипотеза о том, что понимание служит одной из основ обучения и памяти абсолютно верна. Без понимания смысла информации трудно ее запомнить. По мнению Ляудиса В.Я., для того, чтобы дети лучше запоминали текст, необходимо пробуждать их ум к динамической деятельности:

1. Задавать им вопросы.

2. Упорядочить то, что почерпнули из чтения.

3. Делать пуазы для размышления об основных идеях и творчески пересматривать содержание.

4. Комментировать прочитанный текст, мысленно дополнять его и развивать применительно к личным интересам детей, лучше сразу же после чтения[24,15,16].

Д. Лапп считает, что культура основана на аккумулятивном процессе обучения. Встречая что-то новое, человек записывает его в совокупность того, что известно. Зубрежка эффективна лишь на короткий срок, но она не выдерживает испытания временем. Лучшие ученики занимаются регулярно и углубленно. Они оставляют время для фиксации в памяти информации. На взгляд Д.Лаппа, для того, чтобы дети лучше запоминали материал уже на уроке, надо прежде всего добиться концентрации внимания, устраняя отвлекающие факторы и помехи. На уроках литературы часто используется пересказ текста, поэтому, при обучении детей мнемическим приемам, Д.Лапп предлагает следующие способы запоминания текстов[23, 31-49].

I. Чтение с ответами на вопросы (Что? Где? Когда?)

Это очень простой метод, который помогает улавливать основные идеи всякого рода текстов, а также фильмов, пьес и так далее. Чтобы чтение сделать эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов: кто делает, что, когда, почему, где и как? При использовании этого метода не ускользает не один аспект какого-либо события, явления, описанного в тексте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Акмеологический период развития
Период зрелости 30-50-60 – по возрасту, по состоянию духа древние греки называли АКМЕ, что означает вершину, высшую степень расцвета сил, Личности, тождественность себе. Многие психологи считают, что с начала периода зрелости развитие как ...

Сидение
Дети с нарушениями зрения не пытаются садиться сами, тогда как их зрячие сверстники пытаются садиться примерно в шесть месяцев, потому что видят вокруг различные интересные предметы. Слепому ребенку необходимо помочь получать удовольств ...

Изменение образа жизни в период кризиса
B переходные моменты образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях. Первое измерение: внутреннее ощущение себя по отношению к другим С возрастом возрастает значимость для человека притязания на признание ценности и ...