Мир явлений, изучаемых психологической наукой

Психологические материалы » Мир явлений, изучаемых психологической наукой

Страница 5

От механизмов восприятия идеальная копия (образ) предмета «передается» механизму памяти. Одно из наиболее простых объяснений механизма памяти, хотя и далеко не полное, дает так называемая ассоциативная теория (ассоциация – связь, соединение). В соответствии с ней, если воспринимаемые предметы характеризуются пространственно-временной смежностью (скажем, воспринимаются одновременно), подобны чем-то друг другу либо контрастируют друг другом, образы, в которых они отражаются в коре головного мозга, оказываются взаимосвязанными. Поэтому, когда вспоминается один из предметов, по ассоциации всплывают в памяти другие.

В высшей степени сложны механизмы мышления и воображения. Согласно точке зрения психолога С.Л. Рубинштейна и его учеников, которая опять же приведена в учебнике А.И. Китова, основной механизм мышления объясняется следующим образом. «Объект мышления непрерывно включается во все новые связи, поворачивается новыми сторонами и качествами, которые фиксируются в новых понятиях. Таким образом, из объекта как бы вычерпывается все более полная информация, на основе которой формируется все более точное знание о нем. Такое манипулирование становится возможным благодаря слову, представляющему в психике сам предмет»[3]

Механизм волевого отражения. Одно из его объяснений дается следующим образом. В процессе деятельности между действиями, удовлетворяющими потребность, и словами, их обозначающими, в коре головного мозга устанавливается нервная связь. Причем в психике слово представляет цель, способы ее достижения, результат действий, отношение человека к ним и т.д. И когда в новом акте поведения человек формулирует («про себя» или вслух) цель, способ и другие параметры будущей деятельности, следы прежних действий, их результаты, оценки последних как бы оживают в мозгу, включаются в новую деятельность, стимулируя или тормозя ее. Происходит так называемая борьба мотивов, в результате которой человек останавливает выбор на том варианте поведения, который активируется более сильным мотивом, например чувством долга.

Форма, уровни и механизмы психического отражения не являются самостоятельно функционирующими феноменами. Механизмы отвечают на вопрос, который, если говорить несколько упрощенно, можно сформулировать так: каким образом объективно, независимо от человека существующее явление (факт, событие, вещь т.д.) становится объектом внимания и затем оказывается представленным в психике? Как внешнее, объективное преобразуется во внутреннее, субъективное, презентованное человеку?

Форма отражения в свою очередь отвечает на вопрос: «во что» преобразуется объективное, внешнее, в каком виде оно представлено в психике? Уровень, если продолжать образное сравнение, отвечает на вопрос: «держит ли» мозг созданные механизмом отражения переживание, знание, действие «под рукой», на уровне сознания, либо «откладывает подальше»? Как видим, формы, уровни и механизмы – это органически взаимосвязанные характеристики психического отражения, описывающие разные аспекты единого явления.

Рассмотренные выше характеристики являются формально-психологическими в том смысле, что они отвлекаются от содержания

психического отражения. Люди существенно отличаются друг от друга по каким-то параметрам форм, уровней и механизмов психического отражения. Но главные различия создаются тем, что усвоил человек из окружающего мира. Именно это делает человека личностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Решение психологической задачи
Даны 4 факта, какой из них – главный мотив, по которому Петя пропускал уроки? Мотив – это внутренний стимул, внутренняя потребность, которая есть у людей. Это ваше желание. Ваше стремление. Ваша мечта. То, что хочет, к чему стремится, чег ...

Логика и язык
Язык – средство повседневного общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Он позволяет передавать накопленные знания практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому. Язык это знаковая система ...

Психокоррекционная работа с дошкольниками
II этап нашего исследования -формирующий эксперимент включал в себя проведение с детьми коррекционных занятий, направленных на снижение реакций страха и тревожности. Общая продолжительность коррекционных занятий составила 2 месяца, всег ...