Мир явлений, изучаемых психологической наукой

Психологические материалы » Мир явлений, изучаемых психологической наукой

Страница 2

Исходя из этого, можно уточнить важнейшую характеристику психики, указанную выше: она есть функция

мозга. Это значит, что психологическая наука изучает не сам мозг, а его специфическое свойство отражатьобъективную действительность. Такое утверждение нельзя абсолютизировать. Есть отрасль психологии, пограничная с физиологией высшей нервной деятельности, - психофизиология. Есть и такая отрасль, которая изучает мозг, тесно соприкасается с медицинскими науками, - нейропсихология.

Будучи свойством мозга, психика человека в свою очередь сама выполняет важнейшую функцию: она отражает окружающий мир, - запечетливает факт взаимодействия человека с окружающим миром в виде идеальных явлений, неких подобий, которые «рисуются» в коре головного мозга приходящими сюда нервными импульсами от органов чувств.

Психика, как предмет психологической науки, - явление чрезвычайно сложное. Будучи своеобразной для каждого конкретного индивида, она функционирует как процесс психического отражения, развернутый во времени. В психическом отражении различают формы, уровни, механизмы и содержание.

Форма отражения

характеризует тип ответа психики человека на внешнее воздействие. Различают три формы психического отражения – эмоциональное, познавательное и волевое.

Эмоциональное – это такое отражение взаимодействия человека со средой, когда основной формой ответной реакции организма является переживание (радость или огорчение, гнев или страх и т.д.). Физиологи и психологи отмечают следующие характерные особенности эмоционального отражения:

а) интегративность, проявляющуюся в том, что эмоции охватывают весь организм, придают ему определенное целостное биологическое качество;

б) исключительность по отношению ко всем другим реакциям (например, страх как бы делает непослушными руки и ноги, мешает логически мыслить);

в) предельно обобщенную информативность, вследствие чего эмоции зачастую не дифференцированно и мгновенно оценивают значение внешнего воздействия для человека как бы по двух бальной системе «хорошо – плохо»;

г) предшествование другим реакциям (эмоция возникает раньше мышления и волевого действия претерпевает изменения).

В процессе развития личности на основе эмоциональных переживаний формируются чувства, в структуре которых ведущую роль играет социальное содержание.

Познавательное отражение реализуется в форме знания. Если эмоция, образно говоря, слепа, т.е., не вникая сколько-нибудь глубоко в объективные закономерности среды, оценивает воздействие на человека с точки зрения биологического выживания организма, то знание как форма отражения открывает для человека эти объективные закономерности. Оно в простейшем случае реализуется путем формирования в психике идеального подобия (образа) предмета (явления), воспринимаемого человеком. Это идеальное подобие может быть представлено в психике в виде своеобразной картины (например, вид местности, черты лица другого человека и т.д.) или словесных описаний, абстрагированных от реальной действительности, но отображающих ее более или менее полно. Аналитико-синтетическая деятельность мозга сортирует всю эту информацию и на этой основе выявляет новые свойства и качества объективной действительности, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Логика и язык
Язык – средство повседневного общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Он позволяет передавать накопленные знания практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому. Язык это знаковая система ...

Лидер и руководитель в формальной и неформальной структуре подросткового класса
В каждой социальной группе существует схема взаимо­действия ее членов в зависимости от положения в группе. Положение в группе определяется, в основном, статусом и набором ролей для каждого члена группы. Любая группа, даже демократического ...

Условия, обеспечивающие эффективность межличностной коммуникации
Степень эффективности межличностной коммуникации определяется по результатам актуализации двух основных социально-значимых функций — взаимодействия и воздействия. Эти результаты зависят от трех основных условий, определяющих характер рече ...