Современные отечественные подходы к диагностике и коррекции раннего детского аутизма

Психологические материалы » Методы и особенности работы практического психолога в области помощи ребенку с аутизмом » Современные отечественные подходы к диагностике и коррекции раннего детского аутизма

Страница 1

Благодаря прогрессу в раннем выявлении тенденций аутистического развития в последнее время за помощью все чаще обращаются родители детей раннего возраста. Опыт показывает, что при раннем начале коррекционной работы можно успешно противостоять даже максимально выраженным тенденциям формирования наиболее глубоких форм аутизма, описанным Е.Р. Баенской[5].

Е.С. Иванов так же акцентирует внимание именно на ранней диагностике, задачей которой должна быть дифференциация раннего детского аутизма от синдромов аутизма при других заболеваниях и состояниях психического недоразвития. По его мнению, дифференциальная диагностика должна быть основана на знании ядерных проявлений раннего детского аутизма как искаженного психического развития, на знании этапов нормального психического развития ребенка. Ранняя диагностика раннего детского аутизма представляется возможной, т. к. синдром Каннера с соответственно оформленным симптомокомплексом проявляется уже в раннем детском возрасте. Диагностика должна проводиться очень осторожно и тщательно, симптоматика не должна заслонять от исследователя личность самого ребенка. В случае затруднения в постановке диагноза, ребенок должен быть определен в группу риска и находиться под динамическим наблюдением врача-психоневролога и специального психолога. (Е. С. Иванов).

Среди критериев дифференциальной диагностики в отечественных исследованиях решающее значение отводится динамическому наблюдению. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма получили подробное освещение в работах С. С. Мнухина, Д. Н. Исаева, где аутизм характеризуется как разновидность астено-тонической формы резидуально-органических расстройств психики и описывается дифференцировано при шизофрении и других заболеваниях.

Развитие эмоционального взаимодействия с внешним миром позволяет уменьшить аутистические и негативистические установки, преодолеть агрессивные тенденции ребенка. Нарушение общения у аутичного ребенка связано с формированием у него аутистического барьера, защищающего его от болезненных контактов, и вследствие этого повышенной ранимостью такого ребенка и, естественно, выработкой им форм защитной гиперкомпенсации аутизма – стереотипности и аутостимуляции. Видными учеными В.В. Лебединским и О.С.Никольской[6] сформулированы правила единого подхода к восстановлению аффективной связи с такими детьми:

1. первоначально не должно быть давления и прямого обращения;

2. первые контакты следует организовывать на адекватном для ребенка уровне в рамках его активности;

3. нужно поддерживать собственную положительную валентность;

4. следует разнообразить привычные удовольствия ребенка, усилить их заражением собственной радостью;

5. не нужно форсировать потребность ребенка в аффективном контакте;

6. можно начинать усложнять формы контактов только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится положительным аффективным центром ситуации;

7. усложнение вести только через введение новых деталей в структуру существующих форм;

8. важно осуществлять дозирование контактов;

9. при достижении аффективной связи с ребенком он становится более доверчивым, его надо беречь от конфликта с близкими;

10. по мере установления контакта его внимание постепенно направляется на процесс, тем самым появляется уверенность в результатах совместного контакта.

Самое важное в работе с такими детьми – это общение с родителями, которое может выявить все особенности развития в раннем детстве, в первую очередь это навыки и умения, привязанности и привычки ребенка. Важным является наблюдение, которое в разных ситуациях и при знакомстве с разными пристрастиями ребенка, его коммуникативными и моторными особенностями, игровыми возможностями, уровнем развития навыков самообслуживания и социальных построений программ дает самые положительные результаты.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Русский путь в науке о поведении
В первом пункте были рассмотрены истоки возникновения теории о механизмах, руководящих поведением. Несмотря на вышесказанное, науку о поведении как таковую дала миру Россия. Создателями этой науки были русские ученые: И.М. Сеченов, И.П. П ...

Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Речь пойдёт о тех комплексах, которые свойственны обычным детям, чьё развитие происходит в рамках нормы. Кратко остановимся на том, как могут проявляться эмоциональные нарушения. Чаще всего к психологу обращаются родители дошкольников и м ...

Социальная психология личности
Успех деятельности менеджера и бизнесмена во многом за­висит от знания ими индивидуально-психологических особенно­стей деловых партнеров. Что представляет собой человек как личность, каковы его потребности, интересы, цели — все это далеко ...