Диагностический подход в индивидуальной социальной работе

Психологические материалы » Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы » Диагностический подход в индивидуальной социальной работе

Страница 1

В основе диагностического подхода лежат два основополагаю­щих принципа:

· социальная помощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы;

· помощь направлена на улучшение социальной жизни человека.

Эти два взаимно обусловленных процесса описаны как диагноз и лечение.

Диагностическая стадия работы с клиентом

Социальное регулирование индивидуума обусловлено социальными и индивидуальными факторами, которые могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Отсюда двойственное понимание природы перемен в ситуации клиента, которая связана с индивидуальностью и социальным окружением.

И если в первом случае действие осуществляется «лицом к лицу», «ум на ум», то во втором случае через косвенное действие — окружаю­щую среду. Вот почему основной принцип диагностического под­хода

следует сформулировать так: чтобы определить трудности, их

необходимо осмыслить по отношению к широкому диапазону факторов, их обусловивших

.

На начальной стадии работы с клиентом социальный работ­ник стремится понять

природу

его трудностей иту помощь

, ко­торую он просит. Интервьюирование носит спонтанный харак­тер и не имеет схем, но социальный работник стремится заста­вить клиента рассказать свою историю, поставить его перед не­обходимостью раскрыть основные социальные и психологичес­кие факторы. Начальная стадия может иметь пролонгированный характер, чтобы преодолеть сопротивление клиента, создать ат­

мосферу доверия и откровенности

. На данной стадии формируется план лечения

.

На начальном этапе исследования конкретной проблемы клиента можно обсуждать, по мнению представителей данной школы, влияние его родственников

. Это дает возможность оценить степень воздействия окружающей среды, а также различные модели поддержки. На этой же стадии социальный работник получа

ет информацию

о финансах клиента, его здоровье, отношении других членов к создавшейся ситуации и т.д.

Предварительное обсуждение позволяет определить первичные основания тех факторов, которые создают трудности, с другой стороны, оно имеет терапевтическую ценность, так как проблема клиента выслушивалась, принималась и обсуждалась.

Большое внимание при сборе информации о проблеме клиента социальный работник уделяет его эмоциям

. Спонтанные, реак­тивные эмоции, их изменения в зависимости от обсуждения той или иной темы — важнейшая часть работы с клиентом на началь­ной стадии. Знание структуры индивидуальности и динамики по­ведения в их норме и патологии — неотъемлемая часть професси­онального взаимодействия социального работника и клиента. Та­ково было требование к профессионалам, работающим в данном направлении.

Предварительная оценка индивидуальных трудностей клиента в диагностическом подходе позволяла обеспечивать обоснование планирования первых шагов по изменению ситуации.

Но не только познание социального окружения в центре вни­мания социального работника, большое внимание уделяется так­же оценке структуры личности

. Оценка структуры личности осно­вывается на наблюдении реакции клиента: образцов поведения, механизмов защиты, качества ответов, эмоций и переживаний, его тревог и беспокойств. Понимание нормы и патологии позво­ляло определять виды помощи клиенту.

Процесс лечения

В процессе лечения социальный работник находит оптималь­ные пути решения проблемы клиента. Причем социальный работ­ник вырабатывает стратегии для устранения препятствий как в социальной среде, так и в «области чувств», т.е. решает психоло­гические трудности клиента.

Многообразие социальных и психологических факторов созда­ет бесчисленные комбинации ситуаций клиента, накладывает от­печаток на стратегии и цели лечения.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Лидер формальный и неформальный
Желание быть лидером присуще не малому числу людей. Но одного только желания и даже усилий по его реализации все же оказывается еще недостаточно. В качестве лидера человек должен быть, прежде всего, воспринят членами своей группы. Что же ...

Специфические проблемы периодизации индивидуального развития взрослого человека
Имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (а, следовательно, и по разным основаниям). Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: ...

Ценности.
Ценности, выраженные в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, цели, проекты), выступают ориентирами деятельности человека. И все же ценности, объективные и непреходящие для культуры всего общества, для конкретног ...