Этапы процесса психологического консультирования

Страница 1

а) Подготовительный этап консультирования

На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущих клиентах, проводит предварительные беседы с официальными лицами (воспитателями, преподавателями) и людьми из ближайшего окружения клиента. При необходимости психолог подбирает и готовит методики для дополнительного психодиагностиче­ского тестирования клиента. В результате анализа полученной инфор­мации консультант составляет предварительный план работы, намеча­ет наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом.

б) Основной этап консультирования

Основной этап консультирования — это беседа психолога с клиентом. Она представляет собой естественный непрерывный процесс, мягко и тактично контролируемый и направляемый консультантом. В развернутом виде основной этап включает несколько обязательных стадий (фаз), переходящих друг в друга.

Первая фаза — психологическая настройка консультанта.

Она начинается задолго до приглашения клиента в кабинет и завершается с первыми словами взаимных приветствий. В течение первой фазы психолог освежает в памяти всю сумму сведений об очередном, клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный стиль консультирования.

Вторая фаза — взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу.

Первое, что должен сделать консультант после приветствия — предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение одной - трех минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжения и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между участниками бесе­ды. Этому способствуют мягкая шутка, к месту рассказанный анекдот или история из жизни.

Третья фаза — заключение «договора-контракта» между психоло­гом и клиентом.

Психолог уясняет первичный запрос и требования клиента к предстоящей консультации, принимает решение о ее прове­дении либо отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его правах и обязанностях. Именно в это время формируется либо усиливается позитивная мотивация клиента к предстоящей работе. На этой стадии консультирования необ­ходимо активное участие обеих сторон. В результате правильно заклю­ченного контракта достигается взаимопонимание, намечается програм­ма сотрудничества психолога и клиента, распределяются роли, формируется чувство психологической безопасности и доверия к кон­сультанту.

Четвертая фаза — так называемая фаза «исповеди».

Психолог задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: «Рас­скажите подробно, что Вас ко мне привело?» Этот вопрос дает начало стадии «исповеди», во время которой человек имеет возможность «вы­говориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей времени основного этапа консультации, но не более часа. На стадии исповеди консультант большую часть времени молчит, но активно слушая, поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами невербальной коммуникации (мимикой, жес­тами, позами, междометиями и др.). При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования клиента. Параллельно на этой стадии происходит интенсивный анализ получаемой информации, формулируется гипоте­за о причинах психологических проблем клиента и намечаются до­полнительные вопросы, которые будут заданы ему на следующей фазе.

Пятая фаза — фаза активного расспроса клиента и получения до

полнительной психологической информации.

Психолог задает ряд це­ленаправленных вопросов для уточнения психологического диагноза и проверки собственной гипотезы об источнике проблем клиента. При необходимости на этой стадии уместно предложить консультируемому выполнить ряд психологических тестов. Перечень методик можно варьировать, но целесообразно включить в него методы оценки эмоционального состояния и психического здоровья, оценки индивиду­ально-типологических и личностных особенностей, оценки мотивационно-ценностной структуры личности и сферы межличност­ных отношений. Короткие методики выполняются непосредственно в ходе консультирования, более трудоемкие предлагаются в форме «до­машнего задания».

Рекомендуемые методики:

— шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (для выявления эмоциональной дискомфортности);

— методика «Ценностные ориентации» Рокича (для выявления мотивационно-ценностной структуры личности и определения направ­ления, форм и способов психологического воздействия);

— типологический опросник темперамента Д. Кейрси (для выяв­ления типологических особенностей и выбора индивидуально-ориентированной стратегии взаимодействия с клиентом);

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Особенности мотивации профессиональной деятельности
Реализация стратегических задач и краткосрочных планов любой организации предполагает выполнение ее персоналом (привлекаемыми человеческими ресурсами) определенных действий, часто называемых производственными функциями. В тоже время эффек ...

Парадигма управления в организации
Современная жизнь России характеризуется существенными изменениями, обусловленными созданием демократических устоев и переходом к рыночной экономике. Однако данные перемены, имея очевидные преимущества, на практике тормозятся целым рядом ...

Основные методы этнопсихологических исследований
Методы этнопсихологических исследований представляют собой достаточно большое количество относительно однородных приемов и способов изучения национально-психологических особенностей людей. Среди них можно выделить как основные, так и допо ...