Особенности развития сенсорики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом

Психологические материалы » Методика проведения работы по сенсорному воспитанию в СДУ » Особенности развития сенсорики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом

Страница 3

Как: уже отмечалось, исследования восприятия детей с выраженной интелектуальной недостаточностью являются немногочисленными и посвя­щены преимущественно изучению сенсорно-перцептивной сферы детей школьного возраста (10-14 лет). Авторы отмечают, что у детей с выра­женной умственной отсталостью развитие совершается по основным об­щим закономерностям: от восприятия к представлению, и, далее к нагляд­но-действенному, наглядно-образному и элементам понятийного мышления

Вместе с тем, в исследованиях отмечается, что сенсорно-перцептивная сфера ребенка с выраженной интеллектуальной не­достаточностью отличается качественным своеобразием всех ее структур­ных элементов. Так, исследователи отмечают резкое понижение активности ориентировочной деятельности. Работы А.Л.Гамбурга показали, что у большинства детей на скрытый звуковой раздражитель вместо ориентировочной возникает оборонительная реакция, носящая диффузный харак­тер. Причем повторные раздражители каждый раз воспринимаются как новые, т.е. не наступает адаптация. Кроме того, отмечается и такая особенность, как «блуждающий тип» поисковых движений глаз и более оперативные и успешные движения глаз в горизонтальном направлении при восприятии зрительной информации (Бабанкова Р.Д., Кудряшов В.В.). Это, на наш взгляд, свидетельствует о значительном запаздывании развития восприятия по срокам, так как общеизвестен факт, что именно слежение за предметом, который перемещается в горизонтальном направлении является онтогенетически более ранним по сравнению с вертикальным или другим видом направления.

В целом ряде работ отмечается смещение системы потребностей: сла­бость потребностей более высокого уровня - познавательной и др. Сниженная активность, моторная недостаточность и черезмерная опека родителей - все это приводит к нарушениям в овладении пред­метным действием. Освоение предметных действий у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью затруднено. Одной из причин этого является крайняя бедность чувственной информации, служащей базой для умственного развития. Имея сохранные анализаторы, основная масса детей не умеет ими пользоваться.

В работах, посвященных изучению особенностей сенсорно-перцеп­тивного развития детей с выраженной интеллектуальной недостаточ­ностью, отмечается относительная их способность к соотнесению основ­ных цветов спектра, различению основных геометрических форм, диф­ференциации предметов по величине (Еремина А.А., Цикото Г.В., Радышева И.Г.). Вместе с тем исследователи выявили качественное своеобразие этого процесса у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Исследования Цикото Г.В. показали способность умственно отсталых детей различать цвета при небольшом количестве предметов (имея перед собой 2-6 предметов двух цветов, дети способны отдифференцировать даже сходные цветовые оттенки). Основные ошибки, заключает автор, связаны с неумением переработать получаемую информацию: глобальное, не-расчлененное восприятие, отсутствие анализа и сравнения приводит к за­труднениям восприятия не только усложненного, но и простого материала.

Однако и при выраженной интеллектуальной недостаточности возможна ориентировка. Изучение формирования у этой категории детей наглядно-конструктивных операций, проведенное А.В.Бабушкиной, пока­зало возможность принятия помощи детьми в ситуации, когда не предъя­вляются требования к быстроте и самостоятельности на первых этапах де­ятельности (8).

Имеющиеся в литературе данные о развитии сенсорной сферы детей с глубоким нарушением интеллекта младшего возраста весьма бедны. Одной из наиболее разработанных проблем в современных медико-биологических и психолого-педагогических исследованиях аномального развития за рубе­жом является проблема сенсорно-перцептивного развития и социальной помощи детям с болезнью Дауна[10]. Наряду с констатацией нарушений зрительного анализатора (косоглазия, снижение остроты зрения и т.п.) выдвинуты предположения о том, что решающую роль в нарушениях вос­приятия играет нарушение перцептивной деятельности, то есть деятельно­сти, направленной на извлечение сенсорной информации о мире. Так, исследования результатов зри­тельного и осязательного восприятия формы предмета, проведенное ука­занными авторами, показали недостаточность тактильного восприятия у детей с болезнью Дауна.

В данных исследованиях не указаны способы опе­рирования ребенка с объектами, хотя в работах Дэвидсона, З.М.Богуславской и др. определено, что успешность выпол­нения заданий на идентификацию форм зависит не только от сложности предъявляемого стимула, но и от владения способами обследования пред­мета. Попытка сопоставить результаты зрительного и осязательного вос­приятия была предпринята Ф.Анвар. Лучшие результаты

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Теория порога
Американскими психологами проведен обширный цикл работ по выяснению связи креативности и интеллектуальности. Это, прежде всего, работы самого Гилфорда, который считал, что интеллектуальные способности в своем развитии ведут к креативности ...

Основные этапы развития психики человека
Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития который состоит из ряда этапов. Все стадии отличаются друг от друга прежде всего по своим качественным, а не количественным характеристикам. Следует сразу отмети ...

Сенсорное развитие
Ребенок, пришедший в школу, не только различает цвета, формы, величину предметов и их положение в пространстве, но может правильно назвать предлагаемые цвета и формы предметов, правильно соотнести предметы по величине. Он может также изоб ...