Факторы межличностной аттракции

Страница 1

Относительно устойчивые эмпирические основания межличностной аттракции также являются объектом многочисленных социально-психологических исследований и получили название факторов аттракции. В широком спектре исследований данной проблемной области было изучено достаточно большое количество факторов, на анализе наиболее существенных из которых мы и остановимся.

Физическая привлекательность.

Житейская эмпирия и результаты исследований [24] подтверждают народную мудрость — по одежке встречают. Вполне очевидно, что влияние внешней привлекательности достаточно велико на этапе установления взаимоотношений. Эмоционально положительный образ начинает как бы позитивно достраиваться. Внешне привлекательный человек, как это наглядно демонстрируют Linda Jackson, а также Bull Ray и Nicholas Ramsey, наделяется рядом положительных свойств и качеств — эмоциональностью, теплотой, успешностью и т.п. Подтверждение этому может быть найдено и в народных сказках, в которых положительный герой всегда привлекателен или, в конечном итоге, становится таковым, а негативный персонаж наделен неприятной внешностью, примером чему является Баба-Яга. Другое дело, что в жизни часто все случается наоборот. Зафиксированное утверждение, конечно же, надо воспринимать как абстрактную констатацию, реальная интерпретация которой может быть опосредована личным эмпирическим опытом межличностных отношений конкретного человека, спецификой его интересов, ценностей, вкуса, привязанностей и т.п. Безусловным является лишь то, что для развития отношений необходимо, особенно на начальном этапе, уделять внимание своей внешности как усилителю продуктивности будущих взаимоотношений. При отсутствии привлекательной формы мало у кого возникнет интерес пусть даже и к богатейшему содержанию [6, с. 110].

Пространственная близость или дистанция общения.

Межличностная аттракция определяется также и пространственной дистанцией между партнерами как в буквальном, так и в переносном смыслах. Исследования показывают, что с увеличением привлекательности изменяется и дистанция общения. Чем ближе друг к другу люди в личностном смысле, тем комфортнее они себя ощущают в общении на пространственно более близкой дистанции. В данном случае не срабатывает эффект отрицательной реакции на вторжение в личностную зону. Любое же приближение в эту зону человека, не вызывающего положительных эмоций, может вызывать рост дискомфорта. В частности, данное явление связано и с полем контроля за партнером — чем более знаком и приятен партнер, тем меньше источников информации о нем человек удерживает в поле контроля (влюбленному достаточно фиксировать в поле внимания глаза партнерши), и, наоборот, чем менее позитивны отношения, тем больше источников информации необходимо контролировать на случай негативного развития взаимоотношений [6, с. 111].

Пространственная близость имеет значение и в самом непосредственном контексте: лишь пересекаясь с человеком в пространстве (мысленном или физическом), получаешь возможность развития взаимоотношений с ним.

Знакомство.

Знакомство с человеком также может выступать в качестве фактора аттракции. Zajonc показал, что повторное предъявление многих стимулов приводит к более положительному отношению к ним. Это же происходит и с фотографиями незнакомых людей при их повторном разглядывании. У данного факта может быть много объяснений. Одно из них заключается в том, что неопределенность прогноза в отношении объекта, человека или события часто повышает уровень тревожности, в то время как наличие информированности о них приводит к повышению ощущения контролируемости. В частности, во многих исследованиях был зафиксирован факт возникновения внутреннего напряжения при столкновении с объектами, которые не могут быть катетеризированы в собственном эмпирическом опыте человека.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Типологии личности.
Типология уходит корнями в историю шестидесятилетней давности, когда К. Юнг высказал мысль о том, что поведение человека носит неслучайный характер. По его мнению, разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выя ...

Мотивация учебной деятельности и ее развитие
Итак, выше была рассмотрена потребностно-мотивационная сфера личности и поведение, деятельность в целом. Анализ вышеизложенного делает очевидным истинность утверждения о том, что одной из основ эффективного обучения школьников является из ...

Учебная деятельность как условие развития образной памяти младших школьников
Для того, чтобы охарактеризовать учебную деятельность на уроках литературного чтения, нам надо сначала разобраться в том, что такое учебная деятельность. Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний, но это недостаточная характ ...