Личность - общение и формирование.

Страница 1

В последнии годы ученые, представляющие различные области советской психологической науки, проявляют повышенный интерес к кругу проблем, которые после своего решения все вме­сте позволят достаточно исчерпывающе охватить феноменологию, закономерности и механизмы общения.

Благодаря их усилиям психология в послед­ние годы была обогащена рядом общих и более частных фактов, которые, будучи рассмотрены с позиций целостной теории развития человека как индивида и как личности, очень убедительно показывают предельно необходимую роль обще­ния в формировании многих важных характери­стик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека.

Задача этой работы заключается в том, чтобы последовательно рассмотреть все эти факты и по­пытаться проследить, каким образом и почему общение выступает наряду с трудом совершенно обязательным личностно формирующим факто­ром и вместе с тем, что нужно делать, чтобы уси­лить его значение в воспитании.

Некоторым психологам может показаться, что поставленная задача не за­служивает специального внимания ни ученых-психологов и педагогов, ни воспитателей-практиков. Представляет­ся, что они ошибаются, и вот почему. После того как в советской психологии - а под ее влиянием и в педагогике- утвердилось в целом бесспорное положение о том, что психика формируется в деятельности, сущность этого положения очень многими учеными и еще большим числом практиков стала трактоваться очень одно­сторонне: психика, считали они, формируется лишь в предметной деятельности.

Рассуждая так, они допускали две неточности: во-первых, су­жали понятие деятельности, а во-вторых, умаляли значение факто­ров, по их основным характеристикам к предметной деятельности не относящихся, но тем не менее оказывающих на развитие психики человека сильнейшее влияние. Если под деятельностью разуметь активность человека, направленную на достижение определенных осознаваемых им целей с помощью усвоенных им в обществе, в ко­тором он живет, способов и стимулируемую столь же определен­ными мотивами, то деятельностью будут не только игра, учение, производственный и бытовой труд, не только работа хирурга или художника-живописца, но и взаимодействие людей друг с другом в форме общения.

Ведь понятно, что, вступая в общение друг с другом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другого человека единомышленником, добиться от него признания, удержать от не­правильного поступка, понравиться и т. и. Чтобы осуществить ее они более или менее сознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступать в подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности, интересы, убежде­ния, ценностные ориентации.

Вместе с тем, характеризуя общение как особый вид деятельно­сти, необходимо также видеть, что без него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, и как субъекта дея­тельности, и как индивидуальности.

Пытаясь выяснить причины, делающие общение одним из силь­нейших факторов, участвующих в формировании личности, было бы большим упрощенчеством видеть его воспитательное значение только в том, что вступающие в общение люди получают таким об­разом возможность передать друг другу знания об окружающей их действительности, которыми они обладают, а также умения и на­выки, требующихся обычно человеку для успешного выполнения предметной деятельности.

Какие требования предъявляют окружающие человека люди к его вниманию, восприятию, памяти, воображению, мышлению, ког­да с ним повседневно общаются, какую по преимуществу «пищу» ему задают, какие задачи перед ним ставят и какой уровень его ак­тивности при этом вызывают—от этого в большой степени зависит то конкретное сочетание разных характеристик, которые несет в себе интеллект человека.

Не меньшее значение общение как деятельность имеет и для раз­вития эмоциональной сферы человека, для формирования его чувств. Столь же значимое влияние оказывает общение и на волевое развитие человека. Приникает ли он быть собранным, настойчи­вым, решительным, смелым, целеустремленным или у него будут преобладать противоположные качества- все это в очень большой мере определяется тем, насколько благоприятствуют выработке указанных качеств те конкретные ситуации общения, в которых че­ловек изо дня в день оказывается.

Но к такому результату приводит не всякое общение, а только организованное при становлении человека как личности в соответ­ствии с принципом «человек человеку— друг, товарищ и брат» и сопровождаемое, с одной стороны, воспитанием у каждого человека отношения к другим людям—товарищам по общему делу как к высшей ценности.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Понятие леворукости и причины ее возникновения
В чем причина феномена леворукости - достоверно неизвестно и по сей день. На этот счет существует множество любопытных мнений. К примеру, в 1980 году Майк Корбаллис выдвинул теорию «Щита и меча», согласно которой в древние времена соотнош ...

Возрастные аспекты креативности.
В большинстве областей творчества выдающиеся достижения принадлежат, как правило, молодым людям, а пик менее значимых приходится на средний возраст (Lehman, 1966). Это можно объяснить по-разному: с возрастом креативность ослабевает, с воз ...

Материалы для развития чувст
Эти материалы развивают различные сферы чувств, такие, как осязание, вкус, обоняние. На этих материалах ребёнок учится слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов. Материал для различения размеров. Розовая башня. Мат ...