Деятельность как основание личности

Страница 2

Что ле­жит за этим фе­но­ме­ном? В про­цес­се, ко­то­рый мы на­блю­да­ли, мож­но вы­де­лить три мо­мен­та: 1) об­ще­ние ре­бен­ка с экс­пе­ри­мен­та­то­ром, ко­гда ему объ­яс­ня­лась за­да­ча; 2) ре­ше­ние за­да­чи и 3) об­ще­ние с экс­пе­ри­мен­та­то­ром по­сле то­го, как ре­бе­нок взял пред­мет. Дей­ст­вия ре­бен­ка от­ве­ча­ли, та­ким об­ра­зом, двум раз­лич­ным мо­ти­вам, т. е. осу­ще­ст­в­ля­ли двоя­кую дея­тель­ность: од­ну — по от­но­ше­нию к экс­пе­ри­мен­та­то­ру, дру­гую — по от­но­ше­нию к пред­ме­ту (на­гра­де). Как по­ка­зы­ва­ет на­блю­де­ние, в то вре­мя, ко­гда ре­бе­нок дос­та­вал пред­мет, си­туа­ция не пе­ре­жи­ва­лась им как кон­фликт­ная, как си­туа­ция «сшиб­ки». Ие­рар­хи­че­ская связь ме­ж­ду обеи­ми дея­тель­но­стя­ми об­на­ру­жи­лась толь­ко в мо­мент, во­зоб­но­вив­ше­го­ся об­ще­ния с экс­пе­ри­мен­та­то­ром, так ска­зать, post factum: кон­фе­та ока­за­лась горь­кой, горь­кой по сво­ему субъ­ек­тив­но­му, лич­но­ст­но­му смыс­лу.

Опи­сан­ное яв­ле­ние при­над­ле­жит к са­мым ран­ним, пе­ре­ход­ным. Не­смот­ря на всю на­ив­ность, с ко­то­рой про­яв­ля­ют­ся эти пер­вые со­под­чи­не­ния раз­ных жиз­нен­ных от­но­ше­ний ре­бен­ка, имен­но они сви­де­тель­ст­ву­ют о на­чав­шем­ся про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния то­го осо­бо­го об­ра­зо­ва­ния, ко­то­рое мы на­зы­ва­ем лич­но­стью. По­доб­ные со­под­чи­не­ния ни­ко­гда не на­блю­да­ют­ся в бо­лее млад­шем воз­рас­те, за­то в даль­ней­шем раз­ви­тии, в сво­их не­со­из­ме­ри­мо бо­лее слож­ных и «спря­тан­ных» фор­мах они за­яв­ля­ют о се­бе по­сто­ян­но. Раз­ве не по ана­ло­гич­ной же схе­ме воз­ни­ка­ют та­кие глу­бо­ко лич­но­ст­ные яв­ле­ния, как, ска­жем, уг­ры­зе­ния со­вес­ти?

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Развитие внимания, памяти, воображения
Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - ребенок научается владеть специальными д ...

Метод психологической экспертизы
Метод экспертного исследования является, наряду с предметом, важнейшей отличительной чертой вида экспертизы. При производстве психологической экспертизы используется метод психологического исследования, при помощи которого изучаются меха ...

Воля
Волю можно определить как некоторый до сих пор до конца не познанный по своей природе вид энергии, с помощью которого человек может разумно и сознательно управлять своим поведением, а также собственными психическими процессами и состояния ...