Воля

Волю можно определить как некоторый до сих пор до конца не познанный по своей природе вид энергии, с помощью которого человек может разумно и сознательно управлять своим поведением, а также собственными психическими процессами и состояниями. Воля - это также то, с помощью чего человек на сознательной и разумной основе оказывает влияние на окружающий мир, изменяя его по своему разумению.

Существенный признак воли связан с тем, что воля практически всегда связана с принятием человеком сознательного, разумного решения, преодолением препятствий и с приложением усилий для его выполнения (реализации). Волевое решение, кроме того, принимается и реализуется человеком в условиях конкурирующих друг с другом разнонаправленных потребностей, мотивов или влечений, которые примерно одинаковы по своей побудительной силе. Т.к. разница побудительной силы между ними не велика, человеку приходится проявлять волю и выбирать одно из двух.

Воля всегда предполагает самоограничение человека: поступая волевым образом, добиваясь поставленной цели, реализуя какую-либо актуальную потребность, человек, действующий по своей воле, всегда сознательно лишает себя чего-то другого, привлекательного и желательного для него. Еще один признак участия воли в регуляции поведения человека – это наличие продуманного плана для его выполнения. Волевое действие – это акт, направленный на достижение какой-либо конкретной цели.

Существенным признаком волевого действия является то, что оно обычно сопровождается отсутствием непосредственного эмоционального удовлетворения, но зато наличием отсроченного, морального удовлетворения, которое возникает не входе выполнения волевого действия, а в результате его осуществления. Нередко усилия воли направляются не на то, чтобы победить или овладеть обстоятельствами, а на то, чтобы преодолеть самого себя, т.е. действовать вопреки своим естественным желаниям. Особенно это характерно для импульсивных, эмоциональных людей.

Другое по теме:

Виды эмоциональных комплексов у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Речь пойдёт о тех комплексах, которые свойственны обычным детям, чьё развитие происходит в рамках нормы. Кратко остановимся на том, как могут проявляться эмоциональные нарушения. Чаще всего к психологу обращаются родители дошкольников и м ...

Теория каузальной атрибуции Г. Келли
Попытку построения теории каузальной атрибуции предпринял Гарольд Келли. По его мнению, при попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя критериями: 1. Критерий постоянства 2. Критерий исключительности; 3. Кри ...

Проблема личности в социальной психологии
Рассмотрим теперь тот круг проблем, который непосредственно связан с проблемой личности. Однако, прежде чем начать анализ этих проб­лем, необходимо уточнить тот «разрез», который являет­ся специфическим для социальной психологии. Уже в. м ...