Структура профессионального самоопределения

Страница 2

Профессиональным самоопределением являются интересы субъекта выбора профессии. Интересы традиционно считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемым ранее и яснее других. Интересы обладают определенной динамикой развития. В основе структуры интересов лежат познавательные интересы. На базе познавательных интересов возникают интересы к профессии [21, с.10]. Профессиональный интерес – эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности. Понятие «интерес» неразрывно с понятием «склонность». Интерес – рациональное, познавательное явление, предрасположенность к чему-либо конкретно. Если наличие интересов означает «хочу знать», то наличие склонностей – «могу сделать». Интересы и склонности являются побудительными факторами, обусловливающими профессиональное самоопределение. При этом особенно важны содержательные, устойчивые, глубокие интересы, соответствующие активному выбору профессионального пути.

Профессиональный интерес является динамическим комплексом психических свойств и состояний. С.П. Крягжде делит его на три уровня: интерес потребителя, интерес деятеля и собственно профессиональный интерес. Для первого уровня характерна незначительная активность, носящая созерцательный характер и возникающая самостоятельно. Главное на втором уровне – волевой компонент. Человек уже не довольствуется интересом, вызванным у него другими, а сам планирует деятельность, которая доставит ему удовлетворение. Для третьего уровня характерны: а) большая интенсивность внимания, волевых усилий и эмоциональных переживаний, чем на втором уровне; человек хочет превратить определенную деятельность в профессиональную; б) постоянство, обобщенность и осознанность интересов [8, с.26].

Э.Ф. Зеер приводит 4-хкомпонентную структуру личности:

1) социально-профессиональная направленность (склонности, интересы, отношения, ожидания, установки, мотивы);

2) профессиональная компетентность (профессиональные знания, умения и навыки, квалификация);

3) профессионально-важные качества (внимательность, наблюдательность, креативность, решительность, контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.);

4) профессионально значимые психофизиологические свойства (энергетизм, нейротизм, экстравертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность и др.)[4, с.52].

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Современные концепции личности
Термин «личность » имеет разные значения. Наука о личности – персонология – это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования различных исследовательских стратегий. Совр ...

Формы и факторы мотивации персонала в организациях
Мотивационная система стимулирования включает два вида: материальное и нематериальное стимулирование. На границе этих двух видов находятся так называемые статусные отличия [1]. Материальное стимулирование включает денежную компенсацию и ...

Этапы подготовки лекции
Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структу ...