Структура профессионального самоопределения

Страница 1

Как ясно из вышеизложенного, профессиональное самоопределение – понятие сложное и многомерное, имеющее разветвленную структуру. Оно включает в себя, в частности, мотивацию. Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией [14, с.26]. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности. Профессиональная мотивация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов.

Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, эти ценности определяют реальную профессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь между когнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознания через внутреннюю мотивацию. Самооценка выступает как внутренний побудитель и соотносит прошлое (опыт и знания) и будущее (цель) в настоящем (переживания «Я»). Важнейшим смыслообразующим мотивом в профессиональном самоопределении является мотив соответствия самому себе [22, с.30]. Этот мотив обеспечивает непротиворечивость образа «Я» в целом. Другим смыслообразующим мотивом является самоуважение. Побуждающее действие этого мотива связано с постановкой цели в отношении выбора ценностей. Сюда же относится мотив достижения успеха или избегания неудач.

По мнению В.Д. Шадрикова, принципиальным этапом освоения деятельности является ее принятие. Решение об этом определяется тем, насколько представления человека о профессии соответствуют его потребностям. В качественном отношении выделяют три категории потребностей: материальные, духовные и социальные. Духовные потребности подразделяются на познавательные и эстетические [27, с.18]. Деятельность будет добродетельна в отношении субъекта деятельности, если она позволит раскрыться его возможностям, проявиться его индивидуальности, позволит трудиться продуктивно, проявить свободу творчества. Деятельность будет добродетельной по отношению к другим, если она позволит реализовать те же этические принципы, что и по отношению к самому себе. Осознание того факта, что деятельность добродетельна или может стать таковой при определенных условиях, выступает высшим мотивом и оказывает решающее воздействие на методы и способы достижения цели.

Мотивы делят на внутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора профессии: ее общественная и личная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. [11, с.204]. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешние мотивы: заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения и т.д. Эти мотивы могут быть разделены на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальные, возможность продвижения по службе, одобрение начальства, престиж, то есть стимулы, ради которых человек охотно будет работать. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера.

Е.А. Климов указывает следующие 6 основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи;

2) позиция сверстников;

3) позиция школьного педагогического коллектива;

4) личные профессиональные и жизненные планы. Общая структура личного профессионального плана может быть представлена так:

- главная цель

- представления о цепочке ближайших и более отдаленных целей

- представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей

- представления о внешних условиях достижения намеченных целей

- представления о внутренних условиях достижения намеченных целей

- запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов.

5) способности, умения. Способности определяют качество выполнения деятельности, ее успешность. Способности – индивидуальные особенности, определяющие легкость овладения и успешность деятельности личности.6)уровень притязаний на общественное признание.

Н.С. Пряжников условно выделяет следующие уровни реализации имеющихся возможностей: - агрессивное неприятие деятельности;

- молчаливое избегание деятельности;

- реализация стереотипных способов деятельности;

- стремление усовершенствовать отдельные элементы своей деятельности;

- стремление существенно усовершенствовать свою деятельность в целом [19, с.352].

На сегодняшний день большинство студентов и начинающих специалистов больше внимания уделяют расширению своих возможностей, полагая, что их реализация – дело ближайшего будущего. Взрослые работающие специалисты переключают внимание на реализацию своих профессиональных возможностей. Однако более оптимальной представляется ситуация, когда студентов специально обучают реализации любых, даже малых, возможностей, так как не у всех профессиональная судьба может сложиться благоприятно.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Виды, размеры, структура
Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Гр ...

Законы формальной логики.
Для природы и общества характерна взаимосвязь предметов и явлений. Эти связи могут быть объективными и субъективным, случайными и необходимыми, общими и частными. Наиболее объективные, устойчивые, необходимые и существенные связи носят на ...

Модель социально-профилактической работы с агрессивными дошкольниками
Агрессивные дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача специалистов в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку. Направления психопрофилактической работы в ДОУ с агрессивными дошкольниками: · ...