Личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты

Психологические материалы » Личностные особенности людей, способных генерировать юмор » Личностные особенности как психические свойства: творческие способности и личностные черты

Страница 3

Кроме того, Дж. Гилфорд выделял шесть основных параметров креативности [6 , 186]:

способность к обнаружению и постановке проблем;

способность к генерированию большого числа идей;

гибкость – способность к продуцированию разнообразных идей;

оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;

способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

Е.П. Торренс также предложил набор параметров креативности [2]:

беглость – способность продуцировать большое количество идей;

гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи;

сопротивление замыканию – способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем;

абстрактность названия – способность к трансформации образной информации в словесную форму, понимание сути проблемы того, что действительно существенно.

Таким образом, мы выделили среди способностей общую творческую способность – креативность, основным фактором которой является дивергентное мышление. В последующем анализе подхода к юмору как к способности, мы отметим присутствие мышления этого типа и в основе генерации юмора.

Теперь обратимся к ещё одному изучаемому нами психическому свойству – личностным чертам.

Новейший психологический словарь определяет личностную черту, как «устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида» [14 , 753].

Дж. Л. Адамс предлагает определение личностной черты: «это особая составляющая личности, описывающая определенные склонности человека в отношении его образа мыслей, чувств и поведения… говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека» [1].

Говоря о чертах личности, нельзя не упомянуть диспозициональную теорию личности Г. Олпорта. В ней личностная черта имеет восемь критериев определения [15]:

черта личности – это не только номинальное обозначение. Черты личности являются реальной и жизненно важной частью существования человека;

черта личности – более обобщённое качество, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности поведения человека;

черта личности – определяющий элемент поведения;

существование черт можно установить эмпирически;

черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Черты личности могут высоко коррелировать друг с другом;

черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. Черты личности являются истинными особенностями индивидуума;

1) черту личности можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по её распространённости в обществе;

2) то, что поступки и привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Во-первых, не у каждого человека черты имеют одинаковую степень интегрированности. Во-вторых, один и тот же индивидуум может обладать противоречивыми чертами. В-третьих, в некоторых случаях внешние условия в большей мере, чем личностные черты, являются детерминантами определённого поведения.

Г. Олпорт проводил различия между общими и индивидуальными чертами [15]:

· общие черты (называемые также измеряемыми или узаконенными) – любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры;

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Критерии оценки кандидатов в управленческие команды
Существуют несколько основных критериев, по которым, как правило, оценивают кандидатов в управленческие команды. 1. Профессиональные навыки и успешный опыт работы в соответствующей сфере бизнеса. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Граб ...

Обеспечение готовности к занятиям
Собственно же формирование мотивации не может производиться непосредственно перед занятием – оно совмещается с формированием умения учиться в составе долговременной готовности к учению. В начале же занятия используются уже имеющиеся мотив ...

Использование метода тестирования
Термин "тест" происходит от английского слова test, что означает проверка, испытание, проба. Тест представляет собой определенное задание (систему заданий), которое позволяет измерять уровень развития того или иного психологичес ...