Массовые формы стихийного поведения

Психологические материалы » Массовые формы стихийного поведения

Большую часть жизни человек проводит в привычных для себя группах со сложившейся групповой моралью, системой ценностей; группах, осуществляющих непрерывный социальный контроль за его поведением и деятельностью. Социальный контроль — это не только управление человеком, но и сложившаяся система защиты от любых непривычных, пугающих явлений и процессов.

Однако случаются ситуации, когда человек (или целые группы людей) оказывается вне привычных для него условий, вне коллектива (понимаемого в данном случае предельно широко).

Оторванность от привычной социальной среды заставляет (неосознанно) человека ассоциироваться с другими людьми, находящимися в аналогичных условиях, имеющих сходные потребности. Чем в большей степени проявляется реальная или мнимая угроза удовлетворения общего (для данной общности) интереса, тем острее противопоставление «мы» — «они», тем большая сплоченность (враждебность) к тем, кто мешает.

Действительную опасность для общественного порядка представляют массовые формы стихийного поведения, образующиеся при социальных катаклизмах, ложно понятых решениях государственных органов, в случаях аварий и стихийных бедствий (рис. 1). Подробнее мы рассмотрим психологию массового поведения в толпе, а также причины этого поведения.

Другое по теме:

Теоретическое осмысление
В основу концепции мотивационного тренинга положено представление о том, что тренинг должен быть мотивирующим. После тренинга его участники должны не только уметь использовать то новое, что они получили в тренинге, но и стремиться использ ...

Этапы подготовки лекции
Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части. Количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структу ...

Особенности развития личности ребенка разведенных родителей
Каковы же перспективы воспитания детей в семье без отца? Дефицит мужского внимания в разведенной семье проявляется в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитическ ...